Отопление: цифры пляшут от прибора
2153 0 23:13 / 24.01.2008
“Цифры в платежке непонятны, а в ЖЭУ или отфутболивают, или не дают конкретных объяснений”, — примерно такая фраза звучала практически в каждом телефонном звонке в редакцию. За две недели из микрорайонов Гомеля к нам поступило более тридцати обращений граждан по этой теме. Квитанции за отопление квартир (а в структуре коммунальных платежей удельный вес этой услуги составляет более 40 процентов) очень многих повергли в смятение. И если стабильно зарабатывающие люди, вздохнув, расстались с требуемыми суммами без возмущений, то у тех, кто привык считать копейки, особенно у пенсионеров, возникло тревожное и гневное “Почему?” Что примечательно, такие люди хранят "жировки" годами, а потом сравнивают, высчитывают-пересчитывают и приводят свои возражения, опираясь на цифры.
Житель “трешки” по Интернациональному проезду, 6 Николай Романович рассуждал аргументированно:
— В ноябре прошлого года мы заплатили за отопление своей квартиры 23 тысячи рублей. В декабре уже 45. Увеличение почти в два раза, почти на 100 процентов. Откуда? От имени жильцов дома я попросила объяснить это заместителя начальника городского управления ЖКХ В. Д. Жесткина. Услышал, что в декабрьскую платежку вошла оплата за пять дней ноября, поскольку показания приборов учета тепла за указанный месяц были сняты 25 числа. Это добавило к оплате семь процентов. Второй аргумент — в декабре было на 1,2 градуса холоднее, и это тоже добавило, по его словам, семь процентов. К тому же, пока в ноябре, как говорится, “раскочегарились”, пока вышли на нужный режим… Поэтому в последнем месяце осени было затрачено меньше тепловой энергии, чем в первом зимнем. Значит, плюсуем к декабрю еще семь процентов. Но тогда рост должен был составить 21, ну пусть 30 процентов, но никак не 100.
У меня такое предложение ко всем соответствующим службам: не хотите, чтобы возникал ажиотаж, чтобы шел поток жалоб, объясняйте по каждой позиции с цифрами в руках, четко и без недомолвок.
В таком же недоумении остались после получения платежек и жильцы дома № 18 по улице Первомайской. Перезвонив всем друзьям и родственникам, проживающим в других микрорайонах, и заметив весьма значительные разбежки между суммами, обратились по указанному в квитанции телефону “Гомельэнерго”. Там сообщили, что размер оплаты зависит от точности и исправности счетчиков. А последние, увы, не всегда соответствуют требованиям. Вполне вероятна утечка энергии, которая будет покрываться за счет жильцов. Позвонившим посоветовали обратиться в ЖЭУ и потребовать проведения проверки прибора учета.
В нагрузку — магазин и... убежище?
43 тысячи рублей в ноябре и 53 — в декабре пришлось заплатить за отопление квартир жителям «трешки» дома № 4 по улице Советской. Суммы немаленькие. Но не только поэтому не могут смириться с ними жильцы. В здании жилого дома расположен магазин «Дары природы», а в подвале — отапливаемое бомбоубежище. Отдельного прибора учета тепла для квартир не предусмотрено. И как тут проверить, что именно столько энергии и потребляется, сколько предписано оплатить? На звонок в Гомельские тепловые сети был получен ответ: “Добивайтесь установки отдельного прибора учета”.
Как выяснилось, из 1606 квадратных метров общей площади этого дома около 410 сданы в аренду. На основании проектных нагрузок потребленное количество тепловой энергии распределяется следующим образом: 82 процента — на жилой фонд, 18 процентов — на остальных потребителей. Прибор учета, по словам директора филиала “Гомельские тепловые сети” М. И. Починка, прошел метрологическую поверку, достоверность показаний на нем подвергается двойному контролю. Однако сомнений от такого ответа у жильцов не убавилось. У магазина высокие потолки, двери не всегда закрываются плотно, одним словом, тепло не особо берегут. Не приходится ли покрывать потом эту расточительность из своих кошельков? Кто даст гарантию? Впрочем, как и жильцам соединенных в один домов № 36 по улице Советской и № 2 по улице Комсомольской. Здесь расположены сразу два магазина — фирменный ОАО “Гомельдрев” и “Солнечный”.
В то же время многие обращались в редакцию с другой проблемой — в квартирах так жарко, что приходится открывать форточки. Действительно, в ходе проверок, проведенных коммунальными службами, в городе выявлены 40 домов, где, говоря языком специалистов, допущены «перетопы». Вот и получается, что согревались улицы, а платили за это жильцы. Высказывались журналистам и многие другие проблемы, по которым люди хотели бы получить не только разъяснения, но и конкретную помощь. И всякий раз такие просьбы сопровождались указанием на недостаточно вразумительные комментарии специалистов соответствующих служб. Почему же ни в ЖКХ, ни в “Гомельэнерго” фактически не могут решить конкретные вопросы потребителей?
Договор дороже денег
Летом прошлого года Совет Министров принял постановление о проведении в Гомеле эксперимента по совершенствованию расчетов населения за тепловую энергию, получаемую от “Гомельэнерго”. Согласно ему с 1 августа 2004 по 1 мая 2005 года (в течение нынешнего отопительного сезона) жители Гомеля рассчитываются за отопление напрямую с этим предприятием. Для выполнения задачи “Гомельэнерго” было поручено до 1 октября 2004 года заключить с населением “договоры на снабжение тепловой энергией для нужд отопления”. Вскоре такой документ, а именно договор на пользование электрической и тепловой энергией, в двух экземплярах появился в почтовых ящиках жителей города. Однако на сегодняшний день в энергосбыте имеется только около 60 процентов подписанных жильцами договоров.
Кроме этого, судя по обращениям в редакцию, далеко не все граждане с энтузиазмом восприняли новые условия обслуживания, предлагаемые энергосбытом. К примеру, житель Советского района Гомеля пенсионер (кстати, бывший юрист со стажем) Алексей Иванович Моргунов, изучив договор, представил обширный список своих предложений и дополнений. По его мнению, права и обязанности сторон в договоре распределены неравномерно. Жильцам (абонентам) досталась львиная доля обязанностей и ответственности. А взамен — ничего конкретного.
Таким же образом, ссылаясь на положения договора, жительница Сельмашевского микрорайона Татьяна Александровна Шевцова недоумевала из-за того, что за разъяснениями по поводу достоверности расчетов платы за отопление в Гомельских тепловых сетях ей порекомендовали обратиться в свое домоуправление.
— Причем здесь домоуправление? — спрашивает она. — Я заключаю договор с энергосбытом, плачу деньги ему, значит, на вопросы по расчетам должны отвечать там же.
Как пояснил инженер службы сбыта тепловой энергии предприятия "Гомельские тепловые сети" В. И. Сергиенко, действительно, звонки жильцов раздаются у них постоянно. Основной причиной беспокойств чаще всего оказывается разбежка в размерах оплаты за потребленную тепловую энергию. В одном доме за отопление двухкомнатной квартиры выходит 200 рублей за квадратный метр, а в другом, в такой же квартире — 1000. Как такое возможно?
Когда учет сантехник ведет
Как пояснили в энергосбыте, определяющим фактором в размере оплаты за отопление является качество эксплуатации и обслуживания приборов учета расхода тепловой энергии на него. Эти приборы, как и их обслуживание, находятся в ведении жилищных организаций. Поэтому и температура в квартирах, и расход тепловой энергии на отопление, и, соответственно, оплата за эти услуги практически полностью остались в руках работников ЖЭУ. Причем эти руки, к сожалению, не всегда бывают надежными. Иными словами имеются факты неправильного снятия показаний приборов учета работниками домоуправлений. В результате происходят перерасчеты — одни платят больше, чем должны фактически, а другие — меньше. Одни не учли, что приборы могут работать в трех положениях, другие не увидели разницы между “килоджоулями” и “гигакалориями”.
И все же, возвращаясь к договорным отношениям между энергосбытом и населением, хотелось бы заметить еще одну существенную деталь: если приборы учета остались на балансе ЖЭУ и в работе по их обслуживанию имеются проблемы, каким образом энергоснабжающая организация может гарантировать потребителям надежное теплоснабжение их квартир? Ответ — никаким. Ведь по сути получается, что “Гомель-энерго” обеспечивает лишь подачу теплоносителя к домам в соответствии с утвержденным температурным графиком. А уж как там дальше будет, сколько пройдет энергии через температурный датчик и сколько придется в итоге выложить за тепло жильцам, от энергетиков уже не зависит.
Как объясняют эту ситуацию в Гомельских тепловых сетях, теперь в оплате за отопление очень многое зависит и от самих жильцов. Ведь в результате изменения схемы расчетов за отопление de facto возросло значение хозяйского отношения каждого жильца к своему дому. К слову, изначально, в процессе перехода к новой системе расчетов, это значение должно было оформиться в соответствующей организации жильцов — создании так называемых домовых комитетов. На них и предполагалось возложить функции “народного инспектора”, проверяющего показания приборов и подтверждающего достоверность предъявляемых всем жильцам сумм к оплате за отопление. Однако в полной мере с этой задачей домоуправления не справились. Поэтому и сложилась шаткая ситуация, при которой вполне конкретные цифры в квитанциях оказались в зависимости от множества условностей — от того, как должно было быть, но по разным причинам не получилось. Хотя по сути эти условности — вполне конкретные нарушения.
И в завершение. Как правило, обращаясь в любую инстанцию по этой волнующей теме, горожане называют конкретные дома, конкретные цифры. По каждому из сигналов требуется проверка, поэтому и нередки перерасчеты. Характеризуя эту ситуацию, начальник управления жилищно-коммунального хозяйства облисполкома В. И. Михасев заметил, что его служба, несмотря на то, что в связи с экспериментом вопросы отопления отошли в ведение “Гомель-энерго”, не намерена уклоняться от информирования и разъяснения населению нововведений. Всем сигналам о грубости и невнимательности работников ЖЭУ в управлении дана принципиальная оценка, с ними проведена соответствующая учеба.
К сказанному остается добавить еще такой момент. Подобные волнения в связи с подорожанием “коммуналки” переживают и жители столицы, где приборами учета тепла оборудовано 95 процентов жилого фонда города. Чтобы не повторился ноябрьско-декабрьский ажиотаж, решением Мингорисполкома поручено каждому ЖЭСу после рассылки квитанций за оказанные жилищно-коммунальные услуги вывесить на специальном стенде подробную информацию об оплате всех пунктов ее по каждому дому. Почему бы и нам не позаимствовать это нововведение?
Евгения МИРОНОВСКАЯ,
Максим БАЛЬ
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать