Молчание ягнят, или На семейном фронте без перемен
1357 0 23:13 / 24.01.2008
Думается, ситуация, подобная вышеописанной, знакома практически каждому. Сотрудники правоохранительных органов и социологи утверждают: сегодня главная опасность — не уличные хулиганы, а... родной дом. Жестокость и насилие совершаются в наших семьях в два раза чаще, чем на улицах. И зачастую жертвы насилия, не выдержав издевательств и побоев, жестоко расправляются со своими обидчиками.
...Ольга была единственным ребенком в семье. С раннего детства увлеклась музыкой, окончила музыкальную школу, культпросветучилище, танцевала, пела, была лидером везде и во всем. В 18 лет вышла замуж — можно сказать удачно, так как муж в ней души не чаял. Родился ребенок, затем второй. Молодая женщина была хорошей матерью, женой, но понимала, что не в ее характере быть домовитой хозяйкой, хотелось простора, общения. К сожалению, муж не разделял ее взглядов. Вскоре семья распалась. Спустя время молодая женщина познакомилась с другим мужчиной, стала жить с ним в гражданском браке, родилась девочка. Но смена мужчины не привнесла в жизнь Ольги ожидаемого. Более того, все чаще и чаще в доме начались раздаваться пьяные крики, брань, оскорбительные слова. Когда уж совсем было невмоготу, вызывала милицейский наряд, но и это мало помогало. Из дома стали пропадать вещи. Такая беспокойная жизнь длилась долгих 11 лет. И все же, собравшись с духом, женщина смогла выдворить из своей квартиры неспокойного жильца. Правда, это не мешало ему иногда приходить на старое место жительства. И вновь здесь раздавались крики и слезные причитания. Трагедия случилась в один из таких приходов. Недовольство визитом переросло в разборки, затем в грязную ругань и скандал. Сегодня Ольга не может, а, возможно, и не хочет вспоминать, что толкнуло ее на последний шаг. Всю свою ненависть, обиду и злость, копившиеся годами, она вложила в несколько ударов ножом...
Это случилось в городе Солигорске. Но, к сожалению, такие семейные драмы с криминальным финалом происходят во многих населенных пунктах Беларуси. Жертвами бытовых убийств в 70 процентах случаев становятся женщины. Остальные 30 — когда жена, не выдержав издевательств и побоев, убивает мужа. Ежегодно, по данным уголовной статистики, только в соседней России 12 — 14 тысяч жен погибают от рук мужей. Еще 54 — 56 тысяч получают тяжкие телесные повреждения. В Беларуси такой статистики нет. Но известно, что тысячи женщин-белорусок ежегодно становятся жертвами уголовных преступлений. И происходит это, как правило, на общих квадратных метрах, которые вынуждены делить между собой супруги.
Как сообщил заместитель на-чальника управления профи-лактики УВД облисполкома А. А. Васильев, только за два месяца года нынешнего на Гомельщине зарегистрировано 98 бытовых преступлений, в то время как за аналогичный период прошлого таковых было 70. Кстати, жертвами насилия и преступлений становятся не только в семьях с асоциальным поведением. Замечено, что в состоятельных и внешне вполне интеллигентных семьях мужья также зачастую занимаются рукоприкладством. Половина мужчин убивают жен и избивают их из-за ревности. Женщины — когда терпение на нуле, в порыве крайней ненависти. Но при этом, что парадоксально, женщины-осужденные исправительной колонии № 4, с которыми мне довелось беседовать, уверяли, что... любили свою жертву.
...Ирина родом из Украины. Судьба занесла ее в белорусский Пинск в 1986 году, когда приехала на свадьбу к своей коллеге. Приехала и осталась навсегда, встретив на той же свадьбе своего будущего мужа. Два года ничто не омрачало жизнь молодой семьи. Работали, строили планы на будущее, мечтали о своем жилье и детях. Все пошло прахом, когда муж начал пить. А где пьянка, там и оскорбления, побои. Что только ни делала Ира, чего только не предпринимала! Но, увы... О беде в этой семье знали все — милиция, соседи, родственники, но реальной помощи не было ниоткуда. Еще сильнее ожесточился муж, когда потерял работу. На работу молодая женщина стала приходить с синяками и ссадинами. Жить становилось невмоготу. Но жила, каждый раз прощая ему жестокие удары кулаками. Потому, что продолжала верить в него, потому, что... любила. В тот роковой вечер пьяный хозяин, когда она вернулась от соседки, не пустил ее домой. Ничего не оставалось как попытаться проникнуть в дом через окно. Но там ее уже поджидал разъяренный муж с ножом в руке. В ходе недолгой потасовки Ирине удалось вырвать нож из рук своего обидчика и вонзить его тому прямо в сердце. “Я не хотела его убивать, — уверяла меня Ирина. — Ведь вовсе неплохим был он... трезвым. А может, все еще и сложилось бы у нас...”
К сожалению, семейные отно-шения, даже если они носи-ли насильственный характер, долгое время считались делом сугубо частным, не заслуживающим общественного внимания. Более того, на “ура” воспринималось высказывание “Бьет — значит любит”. Во всеуслышание говорить о проблеме домашнего насилия стали лишь несколько лет тому назад. И вскоре она была вынесена на уровень общественной видимости. А несколько социологических исследований и опрос женщин-белорусок в возрасте от 15 до 65 лет раскрыл ужасающие цифры: больше чем 92 процента (!) женщин-респондентов сталкивались в своей жизни с домашним насилием: оскорблениями, унижениями, избиениями, систематическими побоями и истязаниями. Но самое ужасное в том, что очень многие воспринимают это как норму семейной жизни. Получается, что насилие стало обыденностью, стандартом поведения в семье? И где женщине можно сегодня получить реальную помощь? Можно, конечно, обратиться к участковому. Как пояснил Анатолий Васильев, чтобы привлечь мужа к уголовной ответственности, нужны письменное заявление жены, справка о снятых побоях, свидетели, письменно подтверждающие факт рукоприкладства, вещественные доказательства агрессивного поведения супруга — разорванная одежда, сломанная мебель в квартире...
Не знаю, хватит ли у избитой и униженной женщины сил все это собрать и задокументировать? Но, чтобы оградить себя от очередных истязаний, делать это нужно. В противном случае мужу-обидчику грозит лишь денежный штраф за нарушение общественного порядка, который надо будет заплатить из семейного бюджета. Да и поведение его после случившегося в семье далеко не всегда меняется к лучшему.
И уж совсем из ряда вон выходящими можно назвать факты, когда жертвами семейных разборок становятся посторонние люди, подобно убитой молодой женщине из деревни Першан Воложинского района Минской области.
...Можно сказать, что жизнь у Ирины не заладилась уже с детства. Всего два года ей было, когда из семьи ушел отец, оставив на руках у матери троих маленьких деток. С горя женщина подружилась с зеленым змием. Дети были определены в интернатские учреждения. А в 6-м классе Ира из интерната сбежала и вернулась к матери. В 18 лет вышла замуж за хорошего работящего парня из соседней деревни. Колхоз выделил молодой семье добротный дом. Появились детки. Жить бы да радоваться. Но изворотливой змеей вползла в дом беда. До Ирины стали доходить слухи, что изменяет ей супруг с молодой соседкой. Гнала от себя сплетни злосливых деревенских кумушек, но за мужем стала присматривать пристальнее. Ссоры, разборки, выяснения отношений длились изо дня в день. Кульминационной стала ситуация, когда разъяренная женщина, увидев мужа с соседкой в собственном доме, избила обоих железным совком для мусора, а затем, уже на кухне, продолжая разборки с соперницей, ударила ее ножом в сердце.
Справедливости ради стоит от-метить: в последние годы си-туация стала изменяться к лучшему. В Минске, Гомеле, Мозыре, Лиде, Кобрине и некоторых других городах открылись кризисные центры для жертв насилия. Но это лишь своеобразная скорая помощь, которая все равно не избавит от семейных проблем, длящихся годами. И опять-таки, всякая ли женщина способна вынести сор из избы, упрятать своего мужа в тюрьму? По статистике, жена, которую муж унижает и избивает, в среднем около десяти раз пытается его покинуть, но снова мирится и возвращается домой, пока не возобладает здравый смысл, и супруги окончательно не расстаются. Так может объекту семейного насилия необходимо прежде всего понять: “молчание ягнят” — не лучшая тактика поведения. И если ситуация не зашла слишком далеко, необходимо воспротивиться насилию. Но не физически, а морально. А это значит, следует разобраться: что же нас заставляет так долго жить с человеком, который на протяжении долгих лет над нами издевается? А разобравшись, отказаться от привычной, но полной унижения жизни, чтобы со временем стать самостоятельной и сильной личностью. Ведь не дело терпеть все издевательства, тем самым доказывая насильнику, что вы на самом деле еще слабее, чем он.
Валентина СЫС
А тем временем:
28 февраля в Гомельскую областную клиническую больницу с многочисленными ушибами головы была доставлена 43-летняя женщина, жительница деревни Долголесье Гомельского района. Травмы ей были причинены мужем.
В Добруше 2 марта в реанимационное отделение больницы с колото-резаными ножевыми ранениями шеи была доставлена женщина 1946 года рождения, жительница деревни Носовичи. Тяжелое ранение после совместного распития спиртных напитков ей нанес сожитель.
В Речице 9 марта с ножевым ранением живота в состоянии сильного алкогольного опьянения в больницу был доставлен 42-летний мужчина. Установлено, что он был ранен супругой во время семейной ссоры.
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать