Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Китайские зарисовки, или Что в этот раз увидел журналист “Гомельскай праўды” в Поднебесной. Продолжение

3643 0 15:12 / 13.07.2019
Дышите глубже — вы в Тибете 

После пекинской жары и столичного смога административный центр провинции Цинхай, двухмиллионный Синин, встретил нас как родной: всего плюс 25 градусов тепла и воздух, чистотой которого не надышаться. Прямо как у нас в Беларуси, с той разницей, что вы находитесь на высоте более 2 тысяч метров над уровнем моря. 

Центр провинции Цинхай —  город Синин: 








Провинция Цинхай, и это подчеркивали организаторы пресс-тура для белорусских журналистов, — уникальнейшее место в Поднебесной. Во-первых, она расположена на пути Великого шелкового пути, а во-вторых, входит в четверку самых крупных провинций Китая, занимая площадь, в более чем два раза большую, чем Беларусь. При этом проживает здесь всего-то мизер по китайским меркам — под шесть миллионов человек. А виной тому горы, а точнее их обилие. Провинция находится на северо-востоке “крыши мира”, Цинхай-Тибетского нагорья, причем большая часть — на высоте свыше 4 тысяч метров. Обустраиваться в таких условиях даже трудолюбивым и предприимчивым китайцам тяжковато. Впрочем, у руководства страны на Цинхай свои особенные виды. Учитывая природную уникальность региона, взят курс на развитие этой территории исключительно равняясь на экологию. Говоря простым языком, здесь все подчиняется простой аксиоме: ни один проект, даже самый амбициозный и прибыльный, теперь не проходит без соблюдения жестких экологических условий. В качестве примера китайцы привели строительство стратегически важной для провинции скоростной железной дороги. Так вот, трассу ее специально скорректировали с учетом ареала обитания местной горной козы, еще недавно находившейся на грани полного исчезновения (говорят, что шаль, сплетенная из ее шерсти, может пройти в игольное ушко). 

Именно в Цинхае берут свое начало такие сакральные для китайцев реки, как Янцзы, Хуанхэ и Ланьцанцзян, поэтому провинцию называют “истоком рек”. Стоит ли говорить, какой вред может нанести в связи с этим чересчур активная промышленная и аграрная деятельность в здешних краях. В регионе найдены месторождения газа, нефти, более сотни полезных металлических и неметаллических ископаемых, по концентрации части из которых Цинхай занимает ведущее положение в КНР. Провинцию окрестили даже сокровищницей Китая, но разработка многих из них заморожена, опять же, по экологическим соображениям. 

Более чем достойна уважения местная программа облесения гор. Можно только представить нам, равнинным жителям, каково это — садить ели в горах, с уклоном в градусов 45. И опять же, саженцы заботливо защищают от ветров деревянными “пирамидками”. Китайцы это реально делают, а мы неразворотливы на месте в посадках на пустырях и вдоль дорог, в идеальных, по сути, условиях.




















Стройки на дрожжах и сининские волонтеры

Скажу сразу, Синин очень отличается от Пекина. Если в китайской столице бум масштабного жилищного, административного и дорожного строительства уже прошел, то здесь он, судя по всему, в самом разгаре. Как грибы после теплого летнего дождя растут жилые многоэтажки, причем целые микрорайоны высоток, на месте старинных построек откровенно барачного типа, в которых даже мебель не предусматривалась. Капитально ремонтируются старые и строятся новые дороги, возводятся многоуровневые развязки, причем такого размаха, что вызывает восхищение. 





Откровенно удивили нюансы организации дорожного движения. На многих перекрестках, спрятав под ткань лица от солнца, с флажками стоят молодые люди. Как оказалось, это дорожные волонтеры, абсолютно бескорыстно помогающие наводить порядок дорожной полиции. Ну чем не идея для приложения рук и для наших молодежных организаций? Глядишь, воспитывали бы и пешеходов на переходах, и велосипедистов, гоняющих по тротуарам.

Поклонение озеру, скульптуры из масла яка и 120 метров гордости

К самой крупной туристической жемчужине здешнего края, соленому озеру Цинхай (или еще известному у туристов как Кукунор), расположенному в 170 км от Синина в тибетских горах, на высоте более трех тысяч метров над уровнем моря, мы отправились на следующий день после прилета в провинцию. И погода опять удивила: плюс 12, ветер, мелкий дождь. Мест­ные только пожимали плечами, глядя на нашу легкомысленную пекинскую одежду, — это Тибет. 

На озере Цинхай:


















Более двух часов повезло лицезреть потрясающие горные виды, открывавшиеся с добротной современной автострады, поднимавшей нас все выше и выше, пока не показалась степь, с пасущимися вдоль дороги яками (для привлечения туристов) и уже не туристическими овцами и козами. И вот оно, величественное “Синее море”, как именуют озеро Цинхай китайцы. Если честно, то нас, жителей “синеокой” озерно-речной страны, как-то оно поначалу и не впечатлило. Думается, все из-за той же мерзкой погоды. А в солнечные дни озеро выглядит, судя по альбомам и туристиче­ским проспектам, потрясающе. Но впечатлило другое — отношение китайцев к образчику природного великолепия. Это можно назвать настоящим поклонением. Тысячи людей в погоду явно не для прогулок восхищенно лицезрели серую туманную водную гладь, активно фотографировались под зонтами в дождь, даже становясь в очереди. И долго не уходили, словно ждали чуда из соленых глубин. Но чуда не было, разве что тысячи рыбин чуть ли не выпрыгивали на берег, надеясь на людское угощение. 

Озеро Цинхай — самое большое бессточное в Центральной Азии, с площадью водного зеркала, доходящей до 4,5 тысячи км2 (это вам не Нарочь с его 79 “квадратами”). И это зеркало может уменьшаться чуть ли не вдвое. Цинхай давно превратился бы в болото, если бы не одна местная рыбка, всякий год спасающая его — бесчешуйчатый голый карп. Он жадно поглощает образующийся ил, не давая таким образом изменяться уровню кислорода в воде. Учитывая исключительность озера как природного, культурно-исторического объекта, власти пошли на беспрецедентный шаг — придали ему статус Национального геопарка. Сегодня на Цинхай можно только смотреть с берега и восхищаться его красотами, находясь на борту специальных прогулочных теплоходов (всё за день­ги). Даже заходить в воду, не говоря уже о купании и рыбалке, строго запрещено. 





В провинции Цинхай из 6 миллионов населения более 47 процентов составляют нацменьшинства. Это самый многонациональный регион в Китае. Здесь исповедуют пять религий, но более всего распространен тибетский буддизм. Неудивительно, что в Синине выходит газета на тибетском языке, на этот же язык переводятся местные сайты и китайские вывески в городе. Поэтому логично, что нам предложили по­смотреть один из знаковых религиозных, причем действующих объектов — буддистский монастырь Кумбум, входящий в шестерку самых крупных буддистских религиозных образований. И вот каких-то 25 км от Синина по добротной трассе в солнечную погоду — и мы на месте. Как и много где, территория вокруг святого места, которому вот уже под 500 лет, превращена в сувенирно-закусочную зону. Сам монастырь находится на склоне горы и напоминает издалека небольшой, по нашим меркам, городок, только более нарядный.

В монастыре Кумбум: 


























Аудиогид не предусмотрен, поэтому мы с большим трудом улавливаем информацию через переводчика от стильно одетой, как стюардесса, местной девушки-экскурсовода. 


Переходя в плотной людской толпе из одного храмового здания в другое, ловишь себя на мысли: только бы не потеряться. Впечатлила, что и говорить, одна местная достопримечательность: раскрашенные в яркие цвета скульптуры, а точнее целая их экспозиция, собранная воедино и размещенная во внушительном П-образном… холодильнике в одном из монастырских зданий. Общая протяженность холодильника примерно метров 30, высота — метра под 3. Дело в том, что сырьем для скульптур служит масло, вырабатываемое из молока яка. Создают и раскрашивают скульптуры монахи, причем в самое холодное время зимой. Хранятся они в холоде год, потом меняются на новые. Не только мы одни, а многие сотни туристов подолгу глазели, как буддисты молятся на специальном помосте, отжимаясь по нескольку сотен раз. В общем, тибетской экзотики было предостаточно. 

А аккордом пребывания в провинции Цинхай стало посещение в Синине местного Сити-холла в виде телевизионной башни, расположенной на одной из сопок, окружающих город. Внизу башни — роскошный музей в стиле хай-тек, рассказывающий об истории и развитии города, а на высоте 120 метров (на которую лифт очень плавно поднимает за 40 секунд) — обзорная площадка в виде шара из стекла и стали, где воочию можно убедиться в том, что сказанное гидом внизу — правда. Молоденькая экскурсовод не скрывала гордости за свой город. И эта гордость, замешанная на уважении, передавалась и нам. 

Фото автора
Общество
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg


морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg