Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



“Пускай уж сразу идет в тюрьму”

1307 0 23:13 / 24.01.2008
Двор, словно выгороженный городскими многоэтажками, погружается во тьму. Расходятся
по квартирам пенсионеры — завсегдатаи посиделок на скамейках. Нелепо выглядит худосочная мамаша с ребенком, топающим во тьме по игровой площадке. “Света, моего посмотри!” — орет на весь двор горе-мать Олеся, волочась за ватагой подпивших мужчин. А ее сынишка спотыкается о бордюр, падает и рыдает во весь голос. “Мама! Мама!” — несется вслед удаляющейся родительнице. Она даже не оглядывается, ведь боится опоздать на стаканчик-другой “чернил”.
Пришла весна, и оживились традиционные компании распивающих во дворах и скверах. Неоднажды приходилось видеть, как только что научившаяся ходить малышня впитывает “азы” взрослой жизни. Пройдут годы, и так могут аукнуться эти кажущиеся безобидными застолья. Из года в год количество так называемых трудных подростков не уменьшается. Но давайте всмотримся в эти судьбы и ответим самим себе честно: кто виноват?
...Мама Валя и папа Сергей двигались по наклонной плоскости, а Катюша сутками занималась пятью братьями и сестренками. Осенью, когда дома не оставалось продуктов, отправлялась на близлежащее поле. Картофельные клубни спасали детей от голода. Потом, когда стало уже совсем невмоготу от пьяных компаний, вторгнувшихся в дом, и некоторые родительские собутыльники даже стали угрожать девчушке, становившейся грудью на защиту “семейного очага”, Катя дала согласие на лишение отца и матери родительских прав. Сестренки и братья попали в приемные семьи.
...Старшей Алине — двенадцать, младшенькому Женьке — несколько месяцев отроду. Оле — девять лет, остальные — Валера, Вадим, Коля — погодки. Мама Наташа никогда не мучалась угрызениями совести за недосмотренных ребятишек. Все проблемы словно растворяются для нее при “принятии на душу”. Единственный доход мамаши — пособие на детей. Практически вся сумма — 500 тысяч рублей — просаживается на выпивку.
...С Ириной сотрудники инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних познакомились, когда ей было 15 лет. Вела беспробудную разгульную жизнь, пристрастилась к выпивке. Никакие беседы и увещевания не помогали. Тогда девицу направили в спецПТУ. Однако пробыла она там недолго — по причине хлипкого здоровья вернулась в привычную среду. Вместе с тем нездоровье не стало причиной порвать с пьянкой, вырваться из порочного круга общения. Вскоре забеременела и родила дочку. Ребенок был ей только обузой, а потому мама оставалась в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних и вскоре была лишена родительских прав. К 33 годам Ирина спилась окончательно. Как-то в ходе одной из “пирушек” ее сильно избили собутыльники. В течение трех месяцев в неимоверных муках она балансировала между жизнью и смертью. Умерла...
Ее дочери нынче 16 лет. Она унаследовала мамин стиль жизни. Прогуливает школу, пьет с такими же, как сама. Трагический финал судьбы родительницы не стал уроком...
В комиссии по делам несовершеннолетних Советского района две увесистые папки с материалами на неблагополучные семьи. Их 263, в них 411 детских судеб. Жизнь каждой из этих “ячеек общества” заместитель председателя комиссии Ирина Ивановна Прач знает основательно: почти два десятилетия занимается проблемами несовершеннолетних. Занимается не по-казенному, а вникает по-человечески, пытаясь вырвать ребят и взрослых из негатива.
— Основное внимание уделяем работе с семьями, — говорит моя собеседница. — Начали поголовное обследование условий жизни детей. Обратились в детсады, поликлиники, женские консультации, ЗАГС, домоуправления, комнаты школьника — все организации, которые работают с населением. Стали анализировать списки неплательщиков коммунальных платежей, пошли по этим квартирам и обнаружили: дети живут в условиях, не совместимых с настоящим временем. Годами нет света, воды, негде готовить уроки. Практически половина родителей из обследованных семей нигде не работают, злоупотребляют спиртным.
Из года в год растет число пап и мам, лишенных родительских прав. Если в 1991 году в Советском районе было рассмотрено 19 дел в отношении 20 детей, то в 2004-м состоялось 46 судов, 58 ребят лишились своих горе-родителей. Государство вновь взвалило на себя заботу об их детях. Убеждена: необходимо ужесточать меры по отношению к тем родителям, кто опустился, предоставил своих сыновей и дочерей на откуп самим себе. Ведь многие воспринимают лишение прав материнства и отцовства как облегчение своей непутевой жизни. В новой редакции Закона Республики Беларусь “О правах ребенка” в статье 17 сделан акцент: “При помещении ребенка в детские интернатские учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую, приемную семью с каждого из родителей взыскиваются средства на содержание детей...” И тут, думается, оправдано было бы направлять таких, мягко говоря, безалаберных взрослых на трудовое перевоспитание. Скажем, на общественно полезные, социально значимые работы — на благоустройство населенных пунктов, помощь сельскому хозяйству.
...Коля был задержан в универсаме за воровство трех сарделек. Кто бы мог подумать, что воспитанный мальчик пойдет на такое? Ребенок оправдывался, говорил, что положил сверточек в карман и забыл заплатить. В реальности оказалось, что маминых трех тысяч, оставленных сыну для покупки завтрака, не хватало, чтоб приобрести помимо съестного еще и газировку.
Комиссия по делам несовершеннолетних вникла в ситуацию и поставила на учет не Колю, а семью, то бишь маму. Она сильно возмущалась, дескать, работает на рынке и ей не хватает времени заниматься ребенком...
...“Прошу вас привлечь к установленной законом ответственности моего несовершеннолетнего сына Алексея, 1989 года рождения, который устроил семейный скандал, при этом разбил стекло на кухне”, — это строки из заявления мамы в отдел внутренних дел. Сын извел ее своими постоянными выпивками, скандалами. Неоднократно слушался на заседании комиссии по делам несовершеннолетних. Приняли во внимание мамино заявление, стали готовить материалы на помещение парня в спецПТУ. Сообщили родительнице, что ей придется платить 25 процентов от получаемого заработка на содержание сына: в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь недавно рассматривались поправки в Кодекс о браке и семье, что усиливают ответственность родителей за уклонение от воспитания детей. Реакция мамы поразила: “Выбросьте мое заявление. Пускай уж сразу идет в тюрьму, там бесплатно”.
За прошлый год в 14 районах области возросло количество преступлений с участием несовершеннолетних. И во многом произошло это из-за родительского невнимания к собственным сыновьям и дочерям. Только в Советском районе Гомеля за первый квартал этого года подростками совершено 73 преступления. 191 несовершеннолетний, в том числе 141 школьник, поставлен на учет в комиссию. За употребление спиртных напитков задерживались 78 ребят, за мелкие хулиганства — 26.
И. И. Прач рассказывает, что комиссия делает упор на профилактику преступности среди несовершеннолетних. Положительную роль в 2004 году сыграло решение горсовета, позволявшее 50 процентов от штрафов, полученных комиссией, зачислять на райфинотдел и использовать на различные мероприятия. Таким образом была возможность организовать поездки детей из неблагополучных семей в колонию в Бобруйск, экскурсии в музеи, на выставки. В текущем году, к сожалению, ничего подобного не просматривается. В результате нет средств даже для того, чтобы купить призы для победителей спортивных соревнований. А ребята, состоящие на учете в инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, с удовольствием посещают трижды в неделю спортивные секции, работающие в комнате школьника. К соревнованиям привлекают и воспитанников военно-патриотического класса. Так что “трудным подросткам” есть с кого брать пример хорошей спортивной формы, здорового образа жизни.
Еще одним добрым делом была организация трудовых бригад под-ростков, занимавшихся благоустройством района, ремонтом школьной мебели летом 2004-го. Дети были заняты, преступлений с их стороны не зафиксировано.
Это — примеры координации усилий администрации района, инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, школ. И чем больше будет такой согласованности в работе органов внутренних дел, образования, здравоохранения, всех, кто занимается подростками, тем радостнее будет результат.
...Лицо этой мамы захотелось сравнить с только что освободившейся ото льда рекой. На нем не было ни штриха макияжа, и от того было ощущение чистоты. Роскошные косы волнами ниспадали на плечи. Женщина пришла в комиссию по делам несовершеннолетних, чтобы восстановиться в своих материнских пра-вах. Принесла отличные характеристики.
Пять лет назад ее лишили родительских прав, за неуплату алиментов отбывала срок. Дочь удочерили итальянцы, старший сын оканчивает училище. Вернувшись из мест лишения свободы, женщина словно вдруг прозрела. Закодировалась, отшила все компании. Вспомнила слова покойного отца о том, что самый большой ее позор — лишение права воспитывать собственных детей. Повернулась лицом к старшему. Родила еще одного ребенка. “Хочу доказать всем, что я смогла побороть все сама, выращу ребенка, все силы положу на это”, — говорит она. И так хочется верить, что у нее хватит на новую жизнь стойкости и сил, что не сорвется...
Тамара ВИКТОРОВА
Общество


bbjff8hml2c01i7ceprql7cojdn6uh18.png
УП Экорес сайт.jpg
гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать