Эта память священна
1395 0 23:13 / 24.01.2008
Война застала нашего земляка в учебном походе в Балтийском море. Пришлось возвратиться в Кронштадт, где их распределяли по бригадам подводного плавания. Михаила направили в резерв, в оперотдел. Его посылали подменять вышедших из строя товарищей на самые разные подлодки.
Получив серьезное ранение и контузию, Мицкевич десять суток был без сознания, три месяца лечился в госпиталях. Приговор медиков был суровым: “К службе не годен”. Но разве мог военный моряк смириться с этим? Поработав пару месяцев трактористом, порвал бумаги и направился в военкомат.
На счету снайпера Мицкевича уже в феврале 1943-го было 75 истребленных фашистов. Ему вручили орден Красной Звезды. В составе отдельного батальона 381-й стрелковой дивизии он участвовал в освобождении Великих Лук, “перерезал” железную дорогу Витебск — Полоцк для окружения противника.
А потом было решение Верховного главнокомандующего: вернуть на флот тех, кто ранее плавал. Мицкевич направляется в Ленинград, служит во внешней разведке оперативного управления Балтийского флота. И в самом преддверии Победы — 3 мая 1945-го — снова тяжелая контузия, длительное лечение в госпитале...
Сегодня, будучи на заслуженном отдыхе, М. М. Мицкевич со свойственным чувством долга хлопочет о воздании должной памяти военным морякам Беларуси. На Гомельщине их проживает около 400, из участников сражений Великой Отечественной в живых осталось только четверо. Это поистине легендарные личности. К примеру, полковник в отставке Сергей Семенович Кондрашов, кавалер трех боевых орденов, в прошлом командир береговых батарей Северного флота, подбивший сторожевой корабль и самолет противника.
М. М. Мицкевич и занимается сбором экспонатов, личных вещей героев, писем, фотодокументов, пополняет фонды Музея военной славы в Гомеле. Здесь появится целая секция, посвященная белорусским страницам истории флота. Михаил Михайлович сдал уже около сотни различных предметов — пять флотских форм, боевой флаг бронетранспортера Днепровской флотилии, флаг Краснознаменного крейсера “Киров” и многие другие реликвии. Даже радиостанцию с Балтики, с помощью которой военные моряки корректировали огонь орудий по противнику, надеется доставить в будущем в музей. Ее теперешний владелец, активно загоревшийся идеей, в прошлом моторист торпедного катера Черноморского флота Иван Павлович Терещенко, включился в реставрацию оборудования. Сам этот человек тоже уникален — в 15-летнем возрасте Терещенко партизанил на Гомельщине, а в 1956-м участвовал в спасении экипажа линкора “Новороссийск”.
А сколько моряков в мирное время погибло на кораблях и подводных лодках, выполняя задачи государственной важности! Капитан первого ранга Анатолий Григорьевич Ландов, чья парадная форма и кортик вместе с дипломами и золотыми медалями сданы в музей, служил на Балтийском флоте, уже имея диплом с отличием Военно-морского инженерного училища имени Дзержинского. Вдобавок окончил с отличием и Военно-морскую академию в Ленинграде. Долгое время Ландов был представителем государственной комиссии Балтийского флота, подписывал документы о готовности кораблей, получаемых с заводов. Жил в Гомеле, умер в Калининграде.
Подобные судьбы убеждают: мало мы все-таки знаем и о достаточно известных людях, которые живут, трудятся, совершают значимые дела для всей страны. Вероятно, что и рядом с вами живут скромные ветераны войны, бывшие фронтовики, партизаны, подпольщики, труженики тыла. Позаботьтесь о том, чтобы оставить потомкам документальные свидетельства их героических жизней, сохранить бесценные реликвии их мужества. Они найдут достойное место в Музее военной славы, что по улице Пушкина, 5 в Гомеле.
Тамара Крюченко
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать