Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Цыкунам – 250. Деревня, которая продолжает жить

5305 0 23:52 / 30.07.2021
Не одно десятилетие Юлия Цакунова, преподаватель математики с 50-летним стажем, собирала сведения о родной деревне. Свои записи любитель-краевед передала в редакцию «Гомельскай праўды».

DJI_0050.JPG

Предисловие

Любовь к родным местам, где прошли детство и юность, одна из самых нежных. Особенно у тех, кто их покинул и много лет прожил в большом городе. И тем нежнее она, чем меньше и скромнее деревушка, незначительнее в сравнении с шумным мегаполисом. Корни не отпускают, и люди поневоле возвращаются к истокам. А некоторые, в их числе и Юлия Ивановна, стараются узнать больше о малой родине, ее истории, своих земляках. Собирала сведения в книгах и архивах, интернете, опрашивала старожилов. Тексты, карты, фото годами скапливалась в альбоме. В редакцию эту своеобразную летопись женщина принесла перед тем, как надолго лечь в больницу. Мы выполняем скромную просьбу Юлии Ивановны и публикуем часть рассказов и воспоминаний об этом уголке Гомельщины.

Цакуны – Случь-Мильча – Цыкуны

Конкретно историческая точка отсчета и день рождения деревни неизвестны. Но упоминания в ряде источников о ней как о слободе в Речицком повете Великого княжества Литовского есть, и относятся они к началу XVIII века. Впервые в официальных документах населенный пункт Цакуны фигурирует при первом разделе Речи Посполитой, тогда он был включен в состав Российской империи. Конвенцию о разделе подписали в феврале 1772 года, в сентябре того же года ратифицировали. Стало быть, 250-летие деревня отпразднует в 2022-м. Хотя существовало поселение и раньше, это факт бесспорный.

Далее хроника деревни прослеживается в российских исторических документах. В 1775 году она переходит в собственность графа Петра Румянцева-Задунайского, к слову, вместе с Гомелем и Гомельским староством. В 1816 году здесь числилось 20 душ, а в 1833-м уже 20 дворов. Затем прирост населения замедлился – в 1862-м году числился 21 двор. Большую часть своей истории деревня была скромной по размерам, таилась в густом лесу, в стороне от крупных дорог и реки.

На месте деревни был густой лес, а потом сюда вернулся из ссылки, из Сибири, некто Цыкунов или Цыкун, построил дом. За ним пришли другие ссыльные, так и возникло селение

В 1864 году в Цыкунах открылся шинок – питейное заведение. Держал его некий Дворкин, купец из Гомеля. Месячный доход шинка составлял 4 рубля 67 копеек.

Резкий демографический всплеск случился на рубеже прошлого и позапрошлого веков. Если в 1884 году числилось 24 двора и 180 жителей, то в 1897-м – 49 дворов и 264 жителя, в 1909-м – 56 и 347 соответственно. Помимо кабака здесь работал уже хлебозапасный магазин. Было и сельскохозяйственное товарищество с 418 десятинами земли (почти 460 гектаров). В 1913 году открылась земская школа.

Революционные события и Гражданская война лесной уголок не затронули. Население продолжало расти. В 1926-м деревню переименовали в Случь-Мильчу, она стала центром одноименного сельсовета Дятловичского района. Тогда в ней числились 62 двора, 429 жителей. В 1932 году был образован колхоз, в который вступили все жители.

К началу Великой Отечественной войны деревня достигла демографического пика, в последующем население только сокращалось. В послевоенное время деревне вернули историческое название – Цыкуны.

Сибирский след

Воспоминания старожилов, которые бережно собирала Юлия Цакунова, уходят вглубь веков, примерно до 1860-х. Вот что рассказала жительница деревни Мария Мажорова:

«Слышала от своей бабушки, а та – от своей матери, что на месте деревни был густой лес, а потом сюда вернулся из ссылки, из Сибири, некто Цыкунов или Цыкун, построил дом. За ним пришли другие ссыльные, так и возникло селение».

Дедушку Марии Андреевны звали Иван Цыкунов. После долгой службы в царской армии ему дали фамилию Мажоров. Его род продолжили сыновья Иван и Феоктист. У сына Феоктиста Андрея было шестеро детей. Население Цыкунов быстро росло, но война всё оборвала.

 
С августа 1941-го по ноябрь 1943 года деревня была оккупирована немецкими войсками. Летом 1943-го фашисты сожгли 31 двор со всеми постройками и покинули деревню. 14 ноября того же года каратели вернулись и расстреляли 17 мирных жителей. Еще 44 жителя погибли на фронтах Великой Отечественной войны.

В 1959 году в деревне жили 414 человек. Дальше начался спад. Много мужчин не вернулось с войны, сказался и постепенный отток молодежи в Гомель. Неполная средняя школа в Цыкунах работала до 1968 года, затем была закрыта из-за недостатка учащихся. В 1996-м здесь было уже 126 жителей, в 2004-м – 92. Далее Юлия Цакунова отслеживала спад населения каждый год, справлялась в Гомельском райисполкоме. По последним данным в деревне проживает 49 жителей – 20 мужчин и 29 женщин.

Четко помню, как жгли хаты…

Трогательные воспоминания о том, как население Цыкунов выживало в годы Великой Отечественной, остались у самой Юлии Ивановны. Родилась она в 1937-м, страшная война ярко запечатлелась в памяти ребенка. К примеру, четко помнит, как жгли деревню:

«Немцы подбегали к домам и подставляли факелы под стрехи крыш. День был жарким, сухим, солома так и вспыхивала. Потом нас хотели эвакуировать. Какие-то добровольцы на лошадях собрали людей в колонну и повели на Речицу. Мама со мной и старшей сестрой нарочно отстала. Мужчина на коне подъехал и долго уговаривал, мол, в Речице будет проще уцелеть. Но мы остались, укрылись в лесу. Потом мама сказала, что это отец ей велел уйти в лес.
 
Мужчины тоже прятались в лесу, отдельно от женщин. Мы жили в глухом месте, в куренях. Часто переходили с места на место. Но немцы нас нашли. Девушки измазались пеплом, притворились больными тифом. Немцы никого не тронули. А потом осенью нас опять нашли и погнали в Цыкуны, женщин и мужчин. Тогда, 14 ноября, расстреляли 17 человек.
 
Только по одному случаю запомнила отца. Он возвращался из леса, где их нашли. Я побежала навстречу, повисла на шее… Потом узнала, что папу расстреляли в числе тех 17».

Хранители деревни

В военные годы, вспоминает Юлия Ивановна, все время хотелось есть. Питались лепешками из гнилого картофеля, пекли хлеб из желудей. Возили на саночках дрова в Гомель на продажу. Это больше 25 километров. Весной в меню появлялись щавелевые борщи, их ели трижды в день. Летом дети обувались в сплетенные дедушкой Федором Цакуновым лапти и шли за черникой, земляникой, грибами. Потом продавали на базаре в Гомеле, покупали хлеб. Так и выжили.

В память врезался и девятый день мая 1945-го. Юлия шла в школу, несла в узелке две сваренные картофелины. Вдруг увидела бегущих навстречу одноклассников, которые кричали: «Сегодня не учимся! Кончилась война! Победа!»

История деревни самым тесным образом связана с лесом. Он оберегал и кормил людей в голодные годы и в годы военные. А еще здесь были залежи торфа, топливо запасали для нужд Гомеля. Из рассказа еще одной жительницы Галины Воробьевой:

«Помню, когда возле деревни стали осушать болота. Даже колхозные строения перевезли куда-то. Вырубили кусты, выкопали канавы. В окрестностях появилось много торфяных куч. Торф вывозили на Гомельский торфозавод.
 
Еще помню, как весело жила молодежь после войны. Клуба у нас не было, вечеринки с танцами под гармошку устраивали в домах по очереди. Позже клуб все-таки построили. В Гомель мы долго ходили пешком, но когда проложили Речицкое шоссе, научились ловить попутные машины. Тогда, в конце 1960-х, у нас начали строить первые дачи…».

4E6A3737.JPG
Православный поклонный крест в центре деревни. Освящен в 2011 году

Сегодня Цыкуны, не считая уютного дачного поселка, представляют собой одну слегка выгнутую улицу с небольшим переулком. Всего около 50 домов, и далеко не во всех вечером загорается свет. Но деревня продолжает жить. Ее обитатели хранят воспоминания о непростом, подчас тяжелом, но интересном прошлом, передают их младшему поколению. Есть в Цыкунах и одна скромная достопримечательность. Это восстановленный православный поклонный крест. Его установке активно способствовали и помогали многие местные жители, а организатором восстановления выступила Юлия Цакунова. Крест освящен 21 ноября 2011 года протоиереем Сергием Леоньковым. С того момента, можно считать, у Цыкунов два хранителя. Один – поклонный крест, осеняющий прошлое, настоящее и будущее населенного пункта. Второй – все тот же лес, со всех сторон надежно обступивший деревушку, и живописное озеро.
Фото Олега Белоусова
Общество


20240419_091146.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать