О дедовских технологиях и безотходном производстве Паричского кирпичного заводаУ городского поселка Паричи, что километрах в 30 от Светлогорска, богатая история. И одна из ее составляющих — местное предприятие с двойным названием ОАО «Паричский комбинат строительных материалов КСМ» (ОАО «Паричский кирпичный завод»). Казалось бы, что может быть уникального в небольшом заводе? Сразу надо оговориться, по меркам городского поселка это предприятие одно из самых крупных: здесь работают около 100 человек, среди которых и паричане, и жители Светлогорска. Несмотря на тяжелый труд, текучести кадров не наблюдается. Не так давно завод приобрел небольшой автобус для того, чтобы возить на вспомогательные работы и содержащихся на принудительном лечении в ЛТП. — Прекрасная рабочая сила, — говорит директор предприятия Петр Бусел. — Эти люди должны быть в обществе, а не сидеть сложа руки. Быстрее поймут, что не пьянством единым... Утром мы забираем 25 человек, вечером назад отвозим. Они и при деле, и зарплату получают, никаких нареканий в их адрес у меня нет. Работали у нас и обязанные по Декрету № 18, в основном, женщины лет до 40. Вот это настоящая беда: двух пришлось сдавать в ЛТП по второму кругу... Петр Бусел уже 18 лет руководит самым старым в области предприятием по производству красного кирпича. Когда он был назначен на должность, в области было 38 таких заводов. Затем грянула перестройка, выжили только два — Паричский и Лоевский. Впрочем, Лоевский уже модернизирован, потому речь пойдет только о Паричском, где до сих пор используются дедовские технологии, потому как поселок не газифицирован. Тем не менее, утверждает директор, это не мешает предприятию держаться на плаву. — В 90-е годы начался строительный бум. Кирпич был нарасхват, выдавали по разнарядке, очередь за ним стояла: люди строили коттеджи, гаражи. Наша беда (а может, наоборот, счастье, если глубоко анализировать) в том, что во время развала Союза практически все КСМы перешли на частную форму собственности или, как она тогда называлась, коллективную. А наш завод не успел оформить документы и потому остался в районной форме собственности. Потом пришло другое время, когда ажиотажный спрос на кирпич упал, и частные КСМы, которые оказались по большому счету никому не нужными, канули в Лету. Осталось только два завода, находящихся в коммунальной собственности райисполкомов. Деваться было некуда, работали сутками, потому и выжили, — вспоминает девяностые Петр Бусел. Собственно, КСМ — это вовсе не космический строительный модуль, как расшифровал бы эту аббревиатуру современный пользователь Интернета, а всего-навсего комбинат строительных материалов. Любопытный факт: Петр Бусел показывает рабочий блокнот, куда он в 1994 году записывал мысли по планированию работы предприятия. На полях, рядом с деловыми записями, — набросок: «КСМы ликвидируются». Словно в воду глядел. Что касается истории предприятия, то началась она в далеком 1929 году, когда в Паричах появилась кирпичная артель. Со временем на ее основе и образовался кирпичный завод, рождение которого датируется 1946-м годом. Время было послевоенное, шло строительство, кирпича требовалось много. Тогда процесс был несколько модернизирован. Хотя слово «модернизация» как-то не клеится к Паричскому кирпичному заводу. — Да, технологии, как вы говорите, дедовские, но это не мешает нам давать по 3 миллиона кирпича в год. Смотрели фильм «Угрюм-река»? На заводах Прохора Громова в конце XIX века кирпич тоже обжигали в кольцевой Гофмановской печи, — улыбается директор. Надо же, столько времени прошло, а способ производства кирпича остался неизменным. Впрочем, кое-что все же изменилось. Раньше глину подвозили к прессу вручную вагонетками, колясками или подносили лопатами, сейчас эту работу выполняет погрузчик отечественного производства «Амкодор». После просушки кирпич тоже вручную в печь относили. Сейчас работает механический конвейер, который опять же обслуживают люди (никаких роботов на Паричском заводе нет и в помине). Словом, труд здесь не из легких. — Мы делаем 30 тысяч штук кирпича за смену. Один кирпич весит 5 кг, то есть получается, 150 тонн живого веса проходит за смену через троих работников конвейера. Каждый из них снимает по 50 тонн кирпича за смену, — продолжает вводить в курс дела Петр Бусел. Здесь производят красный кирпич из синей глины. И это не оговорка: красным кирпич становится после обжига. Принцип работы Гофмановской печи примерно таков: длинный печной канал представляет собой непрерывное кольцо, в котором размещено 18 печных камер. В них сначала загружают кирпич, а после обжига достают оттуда. На втором этаже над этими камерами имеется приблизительно 500 небольших круглых отверстий, в которые вручную засыпаются опилки. Обжиг кирпича происходит при температуре 900 — 1000 градусов. Гофмановская печь интересна еще и тем, что работает непрерывно. Тушат ее только один раз в год, ближе к весне, когда заканчивается сырье. В течение месяца делают текущий ремонт и снова разжигают на год. Надо сказать, процедура эта не из легких: требуется 4 — 5 прицепов дров и немало угля. Затем обжигальщики снова в любую погоду днем и ночью поддерживают огонь в печи, подсыпая в отверстия опилки. Петр Бусел убежден, что предприятие может продержаться без модернизации еще долго: кирпич в регионе нужен, а глина, из которой он производится, и опилки, на которых работает печь, всегда есть, — так сказать, безотходное производство. Потому и себестоимость кирпича невысокая. К слову, недавно на предприятии начали делать из опилок экологически чистые брикеты, вместо привычных торфяных. Собираются поставлять их в Германию. Но это уже совсем другая история. — Несколько лет назад к нам на завод приезжали итальянцы — отец с сыном, для которых производство кирпича — семейный бизнес, передающийся по наследству. Они искали завод, в который можно было бы инвестировать средства, - рассказывает директор предприятия. - Предлагали нам масштабные проекты по реконструкции, просчитывали их. Когда пожилой итальянец увидел нашу печь, сразу же воскликнул: «О, Гофман, Гофман!» Значит, и в Италии были аналогичные, если он сразу узнал ее. «Ты застал печь Гофмана?» — спросил он у своего сына. Оказывается, тот о ней только слышал, и впервые увидел у нас в Паричах. Итальянцы рисовали нашу гофмановскую печь, чтобы показать, как можно ее модернизировать, переделав под газовый обжиг. Впрочем, печь до сих пор растапливается вручную. Да и весь процесс сегодня можно по праву считать уникальным. Кстати, о гофмановской печи упоминается в архивных материалах, в частности, в статье «Кирпичные заводы Московского уезда». На заводе прусского подданного Шмидта в 1889 году стояла такая же кольцевая печь и растапливали ее точно так же — опилками.
дзякуй за чарговы артыкул пра Парычы;-) ....хаця тэхналогія кальцавой печы была запантэнтавана Фрыдрыхам Эдуардам Гофманам яшчэ ў 1857 годзе. А пачаў ён роздумы як зрабіць безперапынна працуючую печ для вобжыгу гліны нават ў 1840 годзе.
Дзякуй, Алесь) На жаль, звестак пра гофманаўскую печ вельмі мала. Нават не ведаю, калі гэтыя тэхналогія пачалі ўпершыню выкарыстоўваць на тэрыторыі нашай краіны. Можа, Вы дакладна ведаеце?)
Наконт дакладных дадзеных па Беларусі цяжка меркаваць, у Расійскай імперыі першая "гофманаўская печ " з'явілася ў 1866 годзе. Але але цагляныя заводы былі для імперыі рэдкай з'явай, пераважна знаходзіліся каля сталічных гарадоў (на 1882 год у Расійскай імперыі налічвалася 14 заводаў, з іх 4 маскоўскіх і 2 пецярбургскіх). Самы буйная з іх на адным Пецярбургскіх заводаў на 23 тысячы цаглін, ды на 14 камер. Усе гэта было звязана з натуральнай патрэбай сталіц у цэгле. Улічваючы, што будынкі на Палессі сталі з'яўляцца паздней, то найбольш верагодны варыянт з'яўлення вытворчасці цеглы НЕ РАНЕЙ пачатку XX стагоддзя. Бо у той час вытворчасць цеглы было ужо далека не дзівам...у адной Маскоўскай губерніі на 1913 год працавала 101 гофманаўская печ. Хаця Марыі Магдалінінская царква была пабудавана ў 1860-1863 гг., будынак пастаялага двара Альтерхайма ў 1890 годзе, ,будынак пошты 1901 г,а фундамент дома лесапрамыслоўцы ў пачатку XX стагоддзя.
ці вось цікавая зацемка пра немецкія сучасныя адносіны да "гофманаўскай печы": <em>06.09.2012 г. Реставрация исторической кирпичной кладки вытяжной трубы Обжиг кирпича в кольцевой печи Гофмана стал на сегодняшний день редкостью. Однако в Музее индустриальной культуры «Исторический кирпичный завод» Региональной ассоциации Вестфален-Липпе, расположенном в городе Лаге, этот процесс можно наблюдать регулярно. В этом работающем круглый год музее ежегодно проводится показательный обжиг кирпича по старинной технологии – это стоит посмотреть!
Конечно же, время от времени необходимо принимать меры по поддержанию печи в исправном состоянии. В этом году настала очередь вытяжной трубы, расположенной по центру печи. Нам было поручено это ответственное дело – провести ремонтно-восстановительные работы согласно перечню, составленному в начале года. В наши задачи входило обновление стыков, замена сотен камней, монтаж новой лестницы с защитными приспособлениями и многое другое.</em> http://www.feuerungsbau-schulz.de/index.php?CID=223
Фридрих Эдуард Гофман был сыном школьного учителя. Он родился 18 октября 1818 года в городке Грёнинген под Хальберштадтом в Саксонии, где учился в школе. В 1845 году он окончил Королевский Строительную академию в Берлине и был назначен правительственным мастером железной дороги Берлин-Гамбург. В 1858 году он получил немецкий патент за свою новую печь, которая, как в нем было написано, может использоваться для «производства стенных и кровельных кирпичей, цемента и раствора». С тех пор все его усилия были направлены на промышленность строительной керамики, он проектировал печи, издавал журналы и даже лично руководил заводами.
Круглая печь Гофмана одно из наиболее успешных изобретений, которое в той или иной форме применяется в мире до сих пор. Около 1950 года А. Б. Сирле сравнил печь Гофмана с печью с верховым пламенем: «Восемь обжиговых печей с верховым пламенем и производительностью каждая 28 000 штук в год, произвели бы за год пять миллионов кирпичей разного строения. Печь непрерывного режима обжига с 18 камерами и производительностью каждой из них 16 000 штук стоила бы столько же, но обошлась бы ровно половиной топлива для работы». Печи Гофмана и их разновидности доминировали на рубеже 19-20 веков в кирпичной промышленности.