Государственная архивная служба нашей страны ведет свой отсчет с 12 сентября 1922 года. Именно в этот день ЦИК БССР специальным постановлением утвердил положение о Центральном архиве Белоруссии. За сто лет архивисты собрали, описали и сохранили практически всю историю нашей Белорусской земли, ее великих достижений и трагических страниц. Заведующая отделом Государственного архива Гомельской области Зоя Александрович рассказала «Гомельскай праўдзе», насколько востребованы архивы в век интернета и есть ли у нее любимая архивная полка.
Аттестат Михаила Забенко об окончании Мирского четырехклассного городского училища
– Зоя Анатольевна, многие думают, что архивист – этакий книжный червь, скромный незаметный человек, чахнущий «над златом» в хранилище. Можете разбить этот стереотип?
– Правда в том, что это действительно скромный человек. Но его «злато» – документы, с которыми он скрупулезно работает. Архивист – хранитель истории и документального наследия народа, его памяти. «Его стихия – старая бумага», – написала когда-то поэтесса Новелла Матвеева. И добавила: «Он делает историю прозрачной, чтоб разглядеть грядущее в былом». Архивы – бесценное достояние нашей национальной истории и культуры, если бы не они, разве мы бы знали, как жили владельцы гомельского имения или как звучал голос Левитана, сообщившего миру о Великой Победе и о безоговорочной капитуляции Германии.
– Обращаясь к Великой Отечественной войне, скажите, не пострадали во время оккупации архивные фонды?
– К сожалению, наш архив, в котором насчитывалась почти 821 тысяча единиц хранения, не успели полностью эвакуировать перед приходом немцев. Около 60 тысяч дел были отправлены в тамбовский архив, откуда попали в город Курган под Челябинском. Во время оккупации Гомеля захватчики безжалостно уничтожали многие артефакты. Три вагона было вывезено в соседнюю Злынку для переработки на спичечной фабрике, часть документов мозырских госучреждений передана в магазины «на обвертки». Перед отступлением немецкие солдаты просто сжигали документы. Вотчинный архив князей Паскевичей был превращен в листовую россыпь…
К счастью, после освобождения Гомеля архив возобновил свою деятельность, из эвакуации вернулось 20 115 единиц хранения. К началу 1950-х годов последствия войны в основном были преодолены.
– Лично у вас есть любимый архивный документ?
– Есть, и не один. Любимые архивные фонды – организаций и предприятий, действовавших на территории Гомельской губернии, это 1919–1926 годы. Документы дают представление о политико-экономическом состоянии нашей территории в период перехода к нэпу, рассказывают о сложности восстановления экономики, огромных трудностях в развитии образования и здравоохранения.
У пользователей нашего читального зала очень популярен фонд отдела народного образования губисполкома. Документы о культурном строительстве, ликвидации неграмотности, оказании помощи голодающим Поволжья в 1922 году, протоколы комиссий по борьбе с беспризорностью и преступностью читаешь как увлекательный роман. В личных делах школьных работников Гомельского губоно можно встретить оригинальные, порой уникальные документы: дореволюционную паспортную книжку, свидетельство, удостоверяющее звание учителя начальных училищ, прошедшего испытания в Испытательном Комитете Киевского учебного округа от 7 июня 1906 года, план Речицкого частного двухклассного мужского начального училища и многое другое.
– Расскажите, чем могут помочь архивы простым гражданам?
– Документами – справками, выписками, копиями, которые позволяют оформлять пенсии, получать компенсационные выплаты, обеспечивать свои имущественные и наследственные права. В наш архив граждане обращаются за подтверждением трудового стажа, факта учебы, гражданства, проживания на оккупированной территории в годы войны, нахождения в детских домах, изменения фамилии, участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Много запросов касается выделения земельных участков и передачи земли в частную собственность, разрешения на строительство жилых домов, регистрации домовладений, передачи жилья в собственность, обмена и приватизации квартир, прописки, награждения орденами и медалями. В последнее время очень популярны обращения по генеалогии семьи, фактам проживания на территории области, биографическим и имущественным вопросам.
– Обращаются ли в наши архивы за информацией граждане России и стран дальнего зарубежья?
– Приведу только несколько цифр. Из 872 запросов социально-правового характера, исполненных в прошлом году в нашем архиве, 110 поступило из-за рубежа, а в этом году их уже 142. В основном к нам обращаются граждане Российской Федерации, Казахстана, Израиля. Кроме того, в прошлом году из-за рубежа поступило 62 биографических и 18 генеалогических запросов.
– Все ли архивы разобраны, находите ли что-то до сих пор неизвестное?
– Конечно, и находим ранее неизвестные документы, и принимаем на хранение новые. В 2015 году достоянием нашего архива стал личный фонд Юрия Михайловича Плескачевского, доктора технических наук, профессора, члена-корреспондента Национальной академии наук Беларуси, заслуженного деятеля науки Республики Беларусь. Фонд ученого включает материалы научно-технических конференций и семинаров, доклады, переписку, биографические документы. Юрий Михайлович продолжает сотрудничество с нашим архивом.
– Поддерживаете ли связь с коллегами из других архивов?
– На научных конференциях, семинарах, круглых столах, в том числе международных, не только обмениваемся опытом, но и совместно решаем вопросы. Раз в два года в нашей стране проводится конкурс «Лучший архивист Беларуси». В этом, юбилейном году, честь проведения его второго этапа предоставлена Гомельской области. Для сотрудников архивов из разных регионов это дополнительная возможность пообщаться на профессиональные темы, поделиться творческими планами, установить более тесные личные контакты.
– Не могу не спросить: где учат архивистов и как вы сами пришли в профессию?
– Кузница кадров для архивной отрасли Беларуси – исторический факультет Белорусского государственного университета. В 1992 году на истфаке открыто историко-архивное отделение и создана кафедра источниковедения. Однако хочу заметить, что в архивных учреждениях успешно работают и те, кто не связан с этими отделениями БГУ. Например, в нашем архиве четыре специалиста с историко-архивным образованием и девять с дипломами исторического факультета Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. Что касается меня, я с детства интересовалась историей, потому поступила на исторический факультет ГГУ имени Ф. Скорины. Именно там и познакомилась с архивной работой. Уже студенткой точно знала, что хочу работать в архиве и заниматься научной деятельностью.
Уверена: если человек не любит историю, если у него нет исторической интуиции, он вряд ли сможет состояться как архивист. Об этом, кстати, еще в начале 20-х годов прошлого века говорил белорусский историк-архивист Болеслав Брежго. Он предъявлял высокие требования к работникам нашей профессии, считал необходимым иметь широкий кругозор, критическое мышление, знать основы метрологии, библиотековедения. Сегодняшние реалии добавляют к ним компьютерную грамотность. Мы не делаем прогнозов, но всегда прошлое сопоставляем с настоящим и заглядываем в будущее. Надеемся, что и там работа архивиста будет востребована.
Пользуясь случаем, хочу от всей души поздравить с юбилейной датой коллег-архивистов, кропотливый труд которых заслуживает самого искреннего уважения. Желаю всем крепкого здоровья и успехов в деле сохранения истории родного края.