Александр Будников — начальник железнодорожной станции Центролит. Первая запись в трудовой появилась 15 лет назад: выпускник Белорусского государственного университета транспорта был принят на должность оператора на железнодорожную станцию Жлобин. А спустя три года и его жена Надежда оставила преподавание музыки, чтобы стать железнодорожником, рассказали в sb.by. Начинала также с должности оператора, а потом перешла работать билетным кассиром. Супруги не только трудятся в одной сфере, но и всегда ищут общие хобби. В июле, например, записались на вокал. «Считаю, у нас с супругой отличный дуэт в прямом и переносном смыслах», — говорит Александр.
Супруги-железнодорожники Александр и Надежда Будниковы
Вокзальная интрига
На станции Центролит мы с фотокорреспондентом впервые: она находится в черте города, но спрятана далеко от магистральных улиц. Идем к свежевыкрашенному зданию с табличкой «Вокзал». Вокруг — ровно подстриженная газонная трава, множество маленьких туй и клумбы с флоксами. Современное благоустройство — дело рук нового начальника станции. Александр Будников работает в этой должности с начала 2023 года. До этого десять лет, пройдя множество ступенек по карьерной лестнице, возглавлял железнодорожную станцию Рогачев:
— Каждому пассажиру должно быть приятно и комфортно проводить время в ожидании своего поезда. Чистота, уютный вокзал, удобные скамейки около перрона — о людях необходимо заботиться. Кроме того, мы с коллективом придумали одно интересное решение для вокзала, но пока не расскажем. Приезжайте к нам через полгода — точно удивитесь.
Кстати, Надежда сейчас оканчивает учебу в одном из филиалов БелГУТа — Оршанском колледже.
— Наш старший сын Саша также учится в колледже, но в Витебске, поэтому в нашей семье сразу два студента, — смеется очаровательная блондинка. — Никто из родных и друзей меня сразу не понял, когда после института культуры и работы в музыкальной школе я вдруг решила так радикально сменить сферу. Верите, ни разу не пожалела: люблю общаться с людьми, помогать им находить нужные варианты поездок, да и с супругом таким образом много общих тем.
Задача — вернуть объемы перевозок
Около железнодорожного полотна — металлический макет паровоза. Несколько лет назад идея смастерить его пришла сотрудникам станции. Не откладывая затею в долгий ящик, ее претворили в жизнь.
За пять минут до объявления проходящего поезда из Калинковичей к перрону начинают стекаться люди — в основном дачники с внуками. Кроме движения в сторону Калинковичей и Речицы, от станции Центролит отправляются региональные поезда к станциям Белорусской железной дороги.
— В среднем в сутки со станции отправляется 150 пассажиров, в отдельные дни 300–350 человек, — уточняет Александр Будников.
Станция Центролит принимает и отправляет грузы гомельских предприятий, один из основных клиентов — Гомельский химический завод.
— После того как на экспорт удобрений были введены санкции, объем их перевозки с нашей станции, конечно, упал, но сейчас постепенно восстанавливается благодаря новым логистическим цепочкам, — отмечает Александр. — Задача — вернуть прежние объемы перевозок.
За работу в первом полугодии по результатам отраслевого соревнования станция Центролит стала победителем на Белорусской железной дороге.
— Учитывались погрузка-выгрузка, оборот вагонов, простой под одной грузовой операцией, обеспечение безопасности движения поездов, отсутствие случаев производственного и непроизводственного травматизма, — перечисляет показатели начальник станции.
— Какой из них было сложнее выполнить? — интересуюсь я.
— Так как у нас станция больше грузовая, чем пассажирская, то сложнее всего было справиться с заданием по погрузке грузов, много работы пришлось провести с партнерами, чтобы продолжать поставки продукции на экспорт, — рассказывает Александр Будников. — И у нас в этом направлении есть перспективы: Гомельский химический завод рассматривает новые логистические решения для возвращения своих позиций на зарубежных рынках.
За первое полугодие на станции Центролит переработано 1,2 миллиона тонн грузов, более 50 процентов продукции отправлено на экспорт. За этот же период со станции отправлено свыше 28 тысяч пассажиров.
Каждые несколько минут наше интервью прерывает грохот проезжающих поездов. У меня закладывает уши, а собеседник не обращает на шум никакого внимания.
— Я люблю поезда так же, как в детстве. Когда жил в Рогачевском районе, в деревню Тихиничи на лето к бабушке из Гомеля приезжали мои двоюродные братья. В конце каникул я отправлялся на неделю к ним в гости — это были первые путешествия на поезде, уже тогда хотелось связать свою жизнь с железной дорогой, — вспоминает Александр. — Знаете, где я крепче всего сплю? В поезде! И попутчиков хороших люблю, чтобы приятнее было скоротать время в дороге.
Дальше Александр рассказывает, как впервые искупался в море — опять же исключительно благодаря любви к поездам:
— После второго курса я записался в студотряд проводников. Мы с одногруппниками прошли обучение, сдали экзамены, потом поехал стажером в Санкт-Петербург. Первая самостоятельная поездка была в Адлер, моим напарником был очень хороший проводник, он сделал мне подарок, который я запомнил на всю жизнь, — отпустил искупаться. Наш состав стоял там шесть часов, и большую часть времени я провел на море!
Александр Будников любит смотреть советские фильмы о железной дороге.
— Пусть все экстремальные ситуации случаются только в кино, а на нашей Белорусской железной дороге всегда будет спокойно и по расписанию! — резюмирует собеседник.