Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Уроженец Буда-Кошелево в войну командовал эскадрой кораблей Балтийского флота и совершил не один подвиг

866 0 09:53 / 12.12.2023
Среди многих прославленных советских флотоводцев достойное место занимает белорус — вице-адмирал Валентин Дрозд. Человек с удивительно героической биографией, легендарный во всех отношениях, а вот широкая общественность нашей республики о нем мало знает. Как-то довелось с командировкой в очередной раз побывать в Санкт-Петербурге, где обменивались с коллегами опытом работы по сохранению памяти о боевом братстве россиян и белорусов в годы Великой Отечественной войны. Удивились, когда узнали, как прославил себя Валентин Дрозд в морских битвах на Балтике, особенно при героической обороне Ленинграда, и как там берегут память о нашем земляке, пишет sb.by.

ab369643d21dad20c7be622c05ad5f57.jpg
Картина А. В. Трескина «Портрет вице-адмирала В. П. Дрозда»

Материал о бесстрашном белорусском флотоводце собираю давно. К сожалению, Валентин Петрович прожил до обидного мало — неполных 37 лет. Но какая это яркая, насыщенная интересными событиями жизнь. Блестящая служебная карьера, исключительное личное мужество и смелость, душевное благородство, безграничная преданность Родине. Признаюсь: я поражался удивительной биографии отважного белоруса, когда изучал трогательные воспоминания моряков, служивших вместе с ним, а также некоторые источники. Много ценного почерпнул в изданиях, посвященных героической борьбе Краснознаменного Балтийского флота в годы Великой Отечественной.

Командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Трибуц о нашем земляке отзывался: «Я с большой любовью и искренним чувством настоящего товарищества вспоминаю Валентина Петровича. Это был один из талантливейших флагманов Балтийского флота. Храбрый, выдержанный и дерзкий в труднейших обстоятельствах».

По случаю 80‑летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне мы должны вновь и вновь вспоминать такие славные имена, как Валентин Дрозд, ибо они — нашей молодежи в пример.

Казалось бы, откуда такая любовь к морю у белорусского паренька Валентина Дрозда? Родился он 16 сентября 1906 года в Буда-Кошелево, где поля, леса, болота. Семья железнодорожника в 1922 году переезжает из Беларуси в Петроград. И тут, как говорится, судьба: море, корабли становятся стихией трудолюбивого и целеустремленного подростка.

После окончания в 1928 году военно-морского училища имени М. В. Фрунзе служил на линкоре «Октябрьская революция», штурман и минер. Затем — линкор «Марат». Здесь наш земляк уже старший помощник командира. Оба эти корабля тогда были славой и гордостью Военно-морского флота Советского Союза, а службу на них расценивали как самую высокую честь.

И вдруг неожиданный поворот в судьбе. В 1936 — 1937 годах добровольно участвует в национально-революционной войне в Испании. Под псевдонимом Дон Рамон он инструктор-советник командующего флотилией Висенте Рамиреса, нередко и его роль берет на себя. В Испании наш белорус стал национальным героем.

Прославленный командующий ВМФ СССР адмирал Николай Кузнецов, давая характеристику товарищу по службе в Испании, отмечал: «Валентин Петрович Дрозд — опытный моряк, человек живой, энергичный, был полезен во флотилии эсминцев». Именно война в Испании привила ему особую флотскую удаль и любовь к эскадренным миноносцам, что вскоре очень пригодилось молодому офицеру уже на его Родине.

90f2aec138a1317717b426dccaf6e4d0.jpg

По возвращении в СССР, среди офицеров Балтийского флота, пожалуй, Дрозд только один имел боевой опыт. Неспроста с ноября 1937‑го он командовал бригадой эсминцев. А в мае следующего года был назначен командующим Северного флота. Это в возрасте 31 года! Вскоре Москва сочла, что смелый и опытный офицер еще молод для командования целым флотом и, несмотря на большие заслуги, направила его руководить высшим военно-морским училищем в Севастополь.

В феврале 1941 года Валентина Дрозда перевели на Балтику. Он командир отряда легких сил. Защищает подступы к Ленинграду. Под его руководством эскадренные миноносцы «Сердитый», «Сильный», «Стойкий», «Сторожевой», «Фридрих Энгельс» и другие выставляли мины. Прикрывали остров Моонзунд, а также оборонительные минные заграждения в Ирбенском проливе. Кстати, в этом проливе 6 июля 1941 года соединения В. Дрозда провели первый морской бой на Балтике.

Два события в начале войны навсегда остались в истории Балтийского флота. В них органически переплелось героическое и драматическое, они связаны непосредственно с именем Валентина Дрозда.

Первое событие — прорыв 28 — 29 августа 1941 года из Таллина в Кронштадт основных сил Балтийского флота и сухопутных сил, оборонявших эстонскую столицу. Здесь необходимо пояснить, что тогда Балтийский флот был наиболее мощным — почти половина военно-морских сил страны. Главная база флота — Кронштадт, но в 1940 году ею стал Таллин.

Немецкое командование приказало заминировать подходы к Таллину. Из 300 километров пути от Таллина до Кронштадта, 50 километров приходилось на мощное заграждение «Юминда». 20 августа немецкие войска начали наступление на Таллин. Директива оставить город поступила с опозданием: только 26 августа. А приказ об эвакуации и переходе кораблей в Кронштадт маршал Климент Ворошилов отдал лишь после того, как 27 августа противник перешел в атаку в прибрежной части Таллина и начал обстрел из артиллерии тяжелых минометов рейда и причалов порта. Что же ожидало наши корабли взаперти?

Важнейшую задачу в проливе решал именно Валентин Дрозд. И это в условиях, когда берега Финского залива уже захвачены противником. Наши корабли остались без прикрытия с воздуха. И самое худшее — для прорыва оставался один-единственный путь — главный фарватер по центру залива. Именно на этом направлении немцы выставили наиболее мощные минные заграждения.

Валентин Дрозд со своим штабом находился на борту крейсера «Киров». 28 августа вся эскадра двинулась в путь. Писатель Н. Михайловский, к сожалению, погибший во время того перехода, оставил нам свой таллинский дневник. Вот что он пишет о крейсере: «Фашистские самолеты пикируют на «Киров» один за другим. Невероятный грохот. Столбы воды закрывают корабль. Но вот спадает водяная стена, и снова видны знакомые контуры башен и надстроек. Когда с замиранием сердца смотришь в небо и на корабль, бой кажется очень долгим. В небе — клубы черного дыма. Самолеты отогнаны».

29 августа корабли, совершившие тяжелейший прорыв, пришли в Кронштадт. Наши потери были большие, но Балтийский флот удалось сберечь. Всего до Кронштадта добрались 112 боевых кораблей, 23 транспортных и вспомогательных судна. Тем не менее 29 августа берлинское радио хвастливо передало фронтовой репортаж: «Потоплены все крупнейшие корабли во главе с самым сильным большевистским крейсером «Киров». Морская дорога на Ленинград открыта». Ну и ложь геббельсовской пропаганды! Ведь уже на другой день по прибытии на Кронштадтский рейд корабли под командованием Валентина Дрозда получили боевое задание по обстрелу немецких войск, рвущихся к заставам Ленинграда. В целом этот потрясающий переход сыграл важную роль в обороне города над Невой. А живой и невредимый крейсер «Киров» занял огневую позицию на Неве и своим мощным главным калибром уничтожил сотни гитлеровцев, их военную технику.

Важнейшую задачу в проливе решал именно Валентин Дрозд. Главное — эвакуировать войска и корабли из Таллина при минимальных потерях. И это в условиях, когда берега Финского залива уже захвачены противником.

Еще одно исключительно опасное задание Валентина Дрозда, выполненное им блестяще. Это сложнейшая эвакуация гарнизона советско-морской базы с полуострова Ханко (Гангут). База была создана в 1940 году для защиты входа в устье Финского залива и дальних подступов к Ленинграду.

85c21c4c194f373fdec5d3a88c8ae4ea.jpg
Ракетный крейсер «Вице-адмирал Дрозд»

Защитников Ханко забирали несколько наших кораблей. Очередной поход под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда. Свой флаг он держал на эсминце «Стойкий». Из воспоминаний бывшего главного боцмана этого эсминца Серватинского: «В начале ноября был дан приказ нашему кораблю и другим судам идти в глубокий тыл врага для эвакуации гарнизона с полуострова Ханко. Пришлось идти ночью по вражеским минным полям. Валентин Петрович вызвал меня на ходовой мостик и говорит: «Главный боцман, смотри, как идут караваны, и через каждые 15 минут докладывай мне». В любой обстановке он был очень спокоен. И так мы с ним ходили три раза на остров Ханко, пока не эвакуировали весь гарнизон». Кстати, в последнем походе на «Стойкий» было принято 1275 человек. Герои Ханко пополнили ряды славных защитников Ленинграда. «Прекрасная страница вписана в историю Краснознаменного Балтийского флота!» — сказал секретарь ЦК ВКП(б), секретарь Ленинградских обкома и горкома партии А. А. Жданов и передал всем участникам героических походов благодарность Верховного командования.

В этом очерке я кратко рассказал о наиболее важных событиях в воинской жизни Валентина Дрозда. Он был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени. Погиб 23 января 1943 года во время артобстрела под Кронштадтом. Его автомобиль провалился под лед, и Валентин Петрович утонул. Похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Редчайший случай: еще в войну именем вице-адмирала Валентина Дрозда был назван эсминец проекта 7У. А после войны имя нашего земляка носил противолодочный корабль. Очень хочется, чтобы о бесстрашном моряке из Буда-Кошелево в нашей стране знало больше людей.
Общество


20240419_091146.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать