Когда вчитываешься в биографию Героя Советского Союза Ивана Антошкина, переполняет восхищение: сколько же надо было успеть сделать на пути к заветной цели!
«Сам лично всегда стремился быть впереди при выполнении боевых заданий» – так написано в характеристике Ивана Антошкина
Антошкин родился в рабочей семье в городе Вязники Владимирской области в 1900 году. Повзрослев, отработал пять лет на ткацкой фабрике. А потом записался в РККА добровольцем, участвовал в Гражданской войне. Позднее артиллерийским слесарем артдивизиона тяжелой артиллерии особого назначения сражался под Архангельском. Спустя год Иван Диомидович уже на Южном фронте.
Юноша жил мечтой о небе. С 1923 года его служба связана с военно-воздушными силами. Постигал теорию в том числе в 1-й Качинской военной школе летчиков имени А. Ф. Мясникова и Военной авиационной школе воздушного боя в Серпухове. Стремился стать профессионалом в своем деле. Как это важно – не останавливаться в развитии, пополнять знания, оттачивать мастерство! Таким был Иван Диомидович Антошкин. В июле 1927 года он, летчик-инструктор, стал командиром авиационного звена, потом авиаотряда Московского и Забайкальского военных округов, командовал эскадрильей в Московской авиашколе спецслужб ВВС.
В 1932-м Иван Диомидович окончил курсы усовершенствования начальствующего состава при военно-воздушной академии Н. Е. Жуковского и спустя два года уже командовал 4-м отдельным авиаотрядом скоростных бомбардировщиков. Вскоре его направили в командировку в Монголию, после возвращения из которой служил в Забайкальском военном округе командиром крейсерской авиаэскадрильи.
Иван Антошкин с родителями
Затем очередные курсы, пополнение багажа знаний на Липецких военно-тактических курсах ВВС Красной армии, в ноябре 1938 года – новое место службы: Белорусский особый военный округ. Иван Диомидович уже помощник командира 31-го скоростного бомбардировочного полка.
За бои на Халхин-Голе храбрый летчик-командир награжден орденом Красного Знамени за воинскую доблесть от Малого хурала МНР.
С сентября 1939 года 18-й скоростной бомбардировочный авиаполк Антошкина уже в белорусском Бобруйске, в военно-воздушных силах Белорусского особого военного округа. В Финскую кампанию в сложнейших суровых условиях зимы летчики громили скопления и укрепления вражеских войск, живую силу противника. Производили бомбометания по позициям врага, доставляли своим войскам боеприпасы, продовольствие, все необходимое.
За три месяца экипажи совершили 2936 боевых вылетов, сбросив на вражеские позиции 964 тонны бомб. Иван Диомидович лично сделал 32 вылета, первым в полку освоил ночные боевые полеты. 112 пробоин от разрывов зенитного снаряда получил его самолет в одном из боев, но Антошкин довел машину на одном работающем моторе и посадил «на брюхо» на своем аэродроме.
Звание Героя Советского Союза Ивану Антошкину присвоено 20 мая 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство».
Бесценный опыт Зимней войны был незаменим и в начале Великой Отечественной. В октябрьские дни 1941-го Антошкин организовал мощный удар авиации по скоплениям фашистских танков и другой техники.
Став командиром авиабазы, отвечая за прием и перегонку самолетов, поставляемых из США по ленд-лизу, он вскоре формирует 221-ю бомбардировочную дивизию. В составе 8-й воздушной армии Юго-Западного фронта самолеты дивизии были важным резервом и использовались для ударов по ключевым вражеским объектам.
После тяжелых потерь в июле сорок второго 221-я доукомплектовалась и участвовала в боях в составе 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта. Тремя орденами – Красного Знамени, Суворова и Кутузова II степени Иван Антошкин награжден за умелое руководство авиасоединением в Сталинградской битве, Ростовской наступательной и Харьковской оборонительной операциях. А в 1943-м от имени президента США Рузвельта Ивану Диомидовичу вручили американскую награду – крест «За выдающиеся заслуги».
Командиром 6-го смешанного авиакорпуса 16-й воздушной армии назначили Антошкина весной 1943 года. Впечатляет перечень сражений, в которых был задействован его корпус: Курская битва, Черниговско-Припятская, Гомельско-Речицкая, Калинковичско-Мозырская, Рогачевско-Жлобинская наступательные операции. Летчики поддерживали наши войска, форсировавшие Днепр и захватившие плацдармы на берегах Припяти и Сожа, участвовали в освобождении Речицы, Гомеля, Калинковичей, Мозыря, Рогачева. 28 апреля 1944 года вышел указ о награждении Ивана Диомидовича орденом Суворова, а 2 мая, буквально за два месяца до освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков, отважный летчик погиб в авиационной катастрофе под Жлобином. Его жизнь оборвалась в неполных 44 года…
Генерал-майор авиации Иван Антошкин упокоен в братской могиле у Вечного огня в центре Гомеля. В Железнодорожном районе нашего города в честь Героя названа улица.
В 2011 году во время командировки в Мордовию мне посчастливилось общаться в городе Саранске с Героем Советского Союза Николаем Антошкиным – двоюродным племянником Героя Советского Союза Ивана Антошкина. Запомнилось мужественное, словно вылепленное скульптором, испещренное морщинами лицо генерал-полковника авиации, военного летчика первого класса, заслуженного военного летчика России, ликвидатора последствий чернобыльской катастрофы. В 1986-м, будучи начальником штаба ВВС Киевского военного округа, в первые десять суток после аварии Николай Тимофеевич руководил действиями личного состава по закрытию реактора. Человек, достойно продолживший жизненный путь своего славного родственника, освоивший 42 типа модификаций самолетов и вертолетов, налетавший 2,5 тысячи часов, был прост в общении, тепло говорил о Беларуси. К сожалению, в январе 2021 года жизнь Николая Антошкина оборвалась.
Помним героев!