В профессиональный праздник – День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности – на наши вопросы ответил генеральный директор ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Олег БОРИСЕНКО.
Генеральный директор ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Олег Борисенко
– Олег Леонидович, вы уже не первый год в нефтяной отрасли. В чем ее отличие от других? И почему эта работа – повод для гордости?
– Отрасль отвечает за энергобезопасность, а это ключевой аспект в жизни любой страны. Мы представляем собой магистральный нефтепровод – техническую систему транспортировки углеводородного сырья как для белорусской нефтехимии, так и стран Восточной и Западной Европы.
Мы главное, а по сути и единственное звено в поставке сырья – черного золота – на наши нефтеперерабатывающие заводы. Ни железнодорожным, ни морским, ни автотранспортом невозможно поставить в установленные сроки нужные НПЗ объемы, чтобы в дальнейшем произвести то количество нефтепродуктов, что удовлетворит потребности страны.
Работа в «Дружбе» требует самой высокой квалификации и ответственности
Наша прямая задача – своевременная и качественная поставка на МНПЗ и «Нафтан». А дальше цепочка простая. Мы двигаем нефть, а за ней движется всё остальное. Из нее получают бензин, дизтопливо… И побежали машины, поезда, полетели самолеты. Пошла уборка зерна, кормов. Заработал промсектор, ожили города.
Вот почему стоит гордиться этой профессией – всем трубопроводчикам, независимо от специальности.
– Таких предприятий, компаний, насколько я знаю, совсем немного?
Предприятие реконструирует не менее двух резервуаров в год
– В Беларуси мы такие одни. В России и остальной Европе девять организаций со схожими функциями. По мощности трубопровода, насосных станций мы вторые, уступаем только коллегам из российской «Дружбы». По техническому потенциалу намного опережаем компании в Венгрии, Хорватии, Чехии и других странах.
При этом стараемся беречь это наследие: храним то, что построено, регулярно обновляем, реконструируем. Особое внимание к сохранности природы. Если первая наша задача – обеспечить сырьем, то вторая – выполнить работу безупречно с точки зрения экологии и правил промышленной безопасности.
Третья задача – уложиться в определенный период времени. Такова специфика работы НПЗ, им нужно сырье здесь и сейчас, независимо от погоды, сезона, будней и выходных. К примеру, морским транспортом тоже перевозят нефть, но на море случаются штормы. Трубопроводный транспорт менее капризен, работает без оглядки на небесную канцелярию. Поставляем и в морозы, и в жару за 30, как сейчас.
– Вы перекачиваете только нефть?
– Нет, есть еще один вид услуги. Транспортируем готовые нефтепродукты. Сегодня по стоимости это в два раза дешевле, чем возить бензин или дизтопливо железнодорожными цистернами. И экологически безопаснее. Пока перекачиваем от «Нафтана» до Фаниполя в Минской области, далее «Белоруснефть» развозит топливо своим транспортом по АЗС.
– В мире сейчас неспокойная обстановка. Как предприятие противостоит негативным факторам извне?
– Еще не так давно доля транзита нефти в объеме перекачки у нас составляла 75%. Сегодня она снизилась до 30%, максимум 40%. Основные объемы поставляем уже на отечественные заводы. При этом мы ведем свою финансово-хозяйственную деятельность так, чтобы сохранить трудовой коллектив. Где бы ни трудился наш работник – в Турове, Пинске, Кобрине, да в любой точке нашей страны, он должен знать, что о нем думают, не забывают о его нуждах, интересах. Поэтому даем возможность людям осваивать дополнительные профессии, нынче в цене универсальные специалисты.
Главное же, несмотря ни на какие внешние факторы, мы справляемся с основными задачами. Поставляем сырье, обеспечиваем экологическую и промышленную безопасность. И продолжаем вкладывать средства в развитие, обновление трубопровода, который, к слову, отметит в этом ноябре 60-летие.
– Стало быть, поддерживаете молодость. Что удалось реализовать в этом направлении?
Насосы включает и отключает программа, которую запускает человек – диспетчер
– Придерживаемся четкого графика замены тех или иных участков. Ежегодно, к примеру, меняем от 10 до 16 километров трубы. На более 25 километрах проводим капитальный ремонт. Производим реконструкцию не менее двух резервуаров в год, а они у нас емкостью от 20 до 75 тысяч кубометров. Не забываем внедрять решения, связанные со снижением затрат, использованием IT-технологий. Это передовые программные продукты, благодаря которым наша работа становится еще более совершенной и безопасной.
Еще один важнейший аспект: улучшение условий труда работников. Многие из них сейчас на трассе, среди лесов и полей. К их услугам передвижные столовые и душевые, комфортабельные вагончики с климат-контролем. В этих городках есть все необходимые блага цивилизации:
от горячего питания до горячего душа. Добавим самое новое и эффективное техническое оборудование, с которым они работают. В результате получим тот набор факторов, который позволяет гордиться выбранной профессией. Гордиться и работать спокойно. И в лесной глуши, и в суровых зимних условиях, когда надо вырыть глубокий котлован и на морозе варить трубу. Мы делаем всё, чтобы спокойно было и самим труженикам на трассе, и их семьям.
Нужно понимать, что «Гомельтранснефть Дружба» не только труба. У нас достаточно сложный производственный цикл, частью которого являются насосные станции. Каждая связана с трубой системой автоматики. К примеру, мы можем прямо сейчас из кабинета в Гомеле закрыть задвижку в Кобрине. То есть всеми технологическими процессами перекачки сырья управляем дистанционно. Необходимая информация при этом выведена на экраны.
Насосы включает и отключает программа, которую запускает человек – диспетчер. Но именно программа активирует различные функции защиты и считывает возможные риски. Это уже уровень искусственного интеллекта. При возникновении малейшей угрозы для экологической или промышленной безопасности запуск насоса не произойдет.
– Чем в принципе живет ваш многочисленный коллектив? Насколько соответствует второму слову в названии?
Огромное значение имеют сплоченность и корпоративная культура
– Наш коллектив, а это 1500 человек, представлен во всех регионах страны, кроме Гродненщины и города Минска. Самые отдаленные от главного офиса филиалы – в Кобрине и Полоцке. Протяженность инженерной инфраструктуры превышает 3000 километров. И в то же время мы всегда вместе, чувствуем себя единой командой. Сплоченности, корпоративной культуре всегда придавалось и придается огромное значение, как раз в силу нашей растянутости на карте страны. В течение года трудовые коллективы часто встречаются, участвуют в слетах, патриотических и благотворительных акциях. Соревнуются между собой в спорте и в смекалке.
– Что хотели бы пожелать коллегам, всем работникам отрасли?
– Пользуясь случаем, желаю всем, кто имеет отношение к топливно-энергетическому комплексу, оставаться такой же прочной основой для развития экономики нашего государства, обеспечения достойной жизни его граждан. Уверен, накопленный годами опыт и профессионализм позволят нам выполнить самые амбициозные задачи и реализовать все намеченные планы.
Слова признательности адресую не только действующим работникам, но и ветеранам отрасли. Вами внесен огромный вклад в становление и развитие комплекса, заложены те славные традиции, от которых в своем движении вперед отталкивается молодое поколение.
Благодарю всех за добросовестный труд, высокие самоотдачу и работоспособность, желаю профессиональных и личностных побед, благополучия вам и вашим близким, крепкого здоровья, мира и добра!
УНП 400051494