Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

ЦЗ_Гомельская правда_816х197рх.jpg

Другая жизнь, или Сериал о бытовых отходах

1630 0 23:12 / 24.01.2008
Пришелец с Запада — пластиковая или ПЭТ-бутылка — ворвался в нашу жизнь стремительно. Лет десять назад легкую, удобную, к тому же небьющуюся тару, хозяйки и особенно дачники выискивали, хранили как редкую и полезную в хозяйстве вещь.Сегодня любую самовольную свалку, мусорную кучу, оставленную после «культурного отдыха на лоне природы», венчает неизменная пластиковая бутылка. Попадает она вместе с другими отходами и на свалки, где с другими пластмассами занимает до восьми процентов всего «культурного слоя». В естественных условиях бутылки разлагаются очень медленно — сотни, а то и тысячу лет. Сжигать полиэтилен и пластмассы тоже нельзя — образуется весьма вредная для здоровья людей химическая смесь. Чтобы не погрязнуть во всех отходах цивилизации
и не отравить природу и себя окончательно, выход один: собрать это все и переработать.
В нашей области переработкой «пластмассового мусора» занимаются: буда-кошелевское СП «Амипак», ООО «Скар» г. Калинковичи, светлогорское «Химволокно», ОАО «Гомельпласт». В прошлом году они обратили в доходы более тысячи полимерных отходов. Еще 17,9 тонны переработало РУП СКТБ «Металлополимер». Из фонда охраны природы профинансировано приобретение и установка оборудования по переработке отходов пласт-масс на ОАО «Речицкий завод «Термопласт», КУП «Гомельский завод «Импульс», КУП «Калинковичский завод бытовой химии». В результате они в 2003 году смогли дополнительно переработать 73,5 тонны полимерных отходов. Много это или мало?
По данным областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, в прошлом году на территории области образовалось более 19000 тонн промышленных полимерных отходов. Более 38 тонн ПЭТ-бутылок, полиэтилена и другого «пластикового» мусора — «вклад» населения.
«Сегодня в Гомеле не существует проблемы переработки ПЭТ-бутылок и других пластмасс. Есть проблема их сбора», — заявил директор ПРУТ «Экопластсервис» Олег Черкас. Это природоохранное предприятие было специально создано Минприроды, чтоб, улучшив экологическую ситуацию, обратить в доходы пластиковые отходы. На продукт переработки есть спрос: даже в России и Прибалтике находятся покупатели. Ведь тонна «первичного» полиэтилена стоит 1200 долларов, а «вторичка» всего 500 — 600 и прекрасно подходит для многих технических нужд.
С сентября прошлого года, когда новое производство и было создано, уже переработано около 60 тонн пластмассового вторсырья, в том числе и бутылки. «Экопластсервис» готов наращивать объемы, и запасы «нетленного сырья» практически неограниченны. Вопрос — как его взять?
В работе с предприятиями и организациями подвижки есть, и неплохие. В республике вышло постановление, обязывающее всех производителей, которые пакуют свою продукцию в ПЭТы, 30 процентов полимерных отходов либо самим переработать, либо отправить на переработку, либо платить с тонны в год 60 базовых величин на утилизацию.

А как собрать у людей поли-
мерные бытовые отходы?
Кажется что проще — раздельный сбор мусора. Главное — контейнеры поставить. Но… Где-то год назад и возле моего дома по улице Быховской установили контейнер для раздельного сбора мусора. Таких в Гомеле и районе более 700, а по области около 1000. Ну и что — все мы стали дружно раздельно выбрасывать пластик, стеклобой, бумагу и текстиль? Нет. Крышки многих ящиков почти
всегда подняты, и бросают туда что попало. Мусор все равно досортировывать приходится. В результате таких усилий и затрат не более 10 процентов вторсырья из бытовых отходов попадает в переработку.
Кстати, как-то на пресс-конференции журналисты поинтересовались у начальника отдела город-ского хозяйства Гомельского горисполкома Александра Подольского, как реально можно наладить в своем доме раздельный сбор мусора: завести три ведра?
«Я был в Германии в турпоездке еще в советское время. И задал аналогичный вопрос. Гид пригласил нас домой. Шесть ведер я там не увидел — были пакеты. При этом фирма, которая занимается сбором мусора, раз в месяц эти свертки пакетов, которые мы покупаем, бросает каждому в почтовый ящик. Ежедневно кто-то из членов семьи мусор выносит и бросает раздельно в три контейнера. Мы всего лишь полшага сделали. Надо учить людей правильно обращаться с мусором, начиная со школы, ломать стереотипы, сформированные за столетия. Но и немцы с этого начинали».
Тяжелей всего собирать и доставлять к местам переработки ПЭТ-бутылки — все равно, что возить воздух. Из-за этого их переработка сегодня убыточна.

Пустая полуторалитровая пластиковая бутылка весит 42 грамма; в тракторный прицеп входит — 40 килограммов «несмятых» бутылок;
в огромную фуру — не более 300 килограммов неутрамбованных ПЭТов.
Создание сети приемных пунктов, чтобы пластиковую бутылку принимать, как и стеклотару, пока значительного эффекта не дает. Торговля и потребкооперация делают это без особого энтузиазма — невыгодное и хлопотное занятие. В некоторых районах, например Брагинском, Ветковском, Добрушском, Лельчицком, Лоевском и Петриковском, вообще такую работу не начинали. Между тем с начала года по области открыто 22 новых пункта приема пластиковых бутылок при плановом задании 17. Сейчас их больше 100. Но пока даже «охотники за стеклотарой» не спешат осваивать новый вид «вторички» — ведь за сданную ПЭТ-бутылку сегодня можно получить меньше десяти рублей. Представьте, сколько нужно собирать, чтобы купить буханку хлеба! Да и в пункте приема такая тара занимает немало места, поэтому каждый из них необходимо оснастить дробилкой. И это тоже на начальной стадии, хотя облкомприроды уже выделил 825 миллионов рублей на приобретение такого оборудования.
А вот школьники ПЭТы собирают. Наши экологи устраивают конкурс среди сборщиков вторсырья. В прошлом году два отличившихся в этом учебных заведения получили телевизоры.
Заместитель начальника Гомельской горрайинспекции природных ресурсов и окружающей среды Геннадий Росин считает, что во многом проблему переработки может решить пуск в област-ном центре мусоросборочной станции. Туда бы попадали все твердые бытовые отходы, в том числе пластиковые бутылки. Их бы делили по видам и отправляли на переработку. Но вот беда — не хватает денег на окончание строительства. Его финансируют только экологи. Чтобы заработал первый мусоросортировочный участок, необходимо еще два миллиарда рублей.
Сегодня одно Минприроды с головной болью от пустой бутылки не справится. Сообща надо и с ЖКХ, и со «Спецкомунтрансом», и с торговлей, и с потребкооперацией, и с промышленностью, а главное, с нами, жителями.
Пока ученые мира бьются над созданием тары XXI века — максимально растворимой и безвредной, практики думают, как же с пластиковой тарой разобраться. Ведь слухи о ее скорой «смерти» весьма преждевременны, и мы еще не скоро перейдем на другую тару для напитков.
Общество
Горин_сайт2 — копия.jpg

изображение_2024-10-01_152202589.png
Мозырь.jpg

гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Горин_сайт2 — копия.jpg