Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх
Мнение, Ирина Палубец :

Человек-космос: обладатель титула «Учитель года-2023» Сергей Шаминский днем учит детей, а по ночам пишет картины и создает шедевры из птичьих перьев

Добавлено 08.10.2023 2652 0
Как усмирить хулигана и влюбить в свой предмет, почему для педагога важно быть человечным и при чем здесь мужество, какая роль принадлежит искусству в формировании будущего гражданина – об этом и многом другом поговорили с обладателем почетного звания «Учитель года» Сергеем Шаминским.


– Вечером 28 сентября во время торжественной церемонии награждения финалистов и победителя одного из самых престижных профессиональных конкурсов о вас узнала вся страна. Но звезда Сергея Шаминского ярко горит на педагогическом небосклоне уже более тридцати лет, заряжая своей энергией, талантом и любовью всех вокруг. Трудным был путь к победе?

– Да, действительно, трудным и долгим, но это того стоило.

– Вы имеете в виду главный приз – автомобиль?

– Поверьте, не это вело меня по конкурсу. Совесть и ответственность были моими модераторами. Однако надо признать, подарок дорогой и статусный. Мотив, смысл и цель были другие: хотелось, чтобы поняли и увидели занятость учителя в профессии, обратили внимание на значимость моего предмета. Что скрывать, многие считают уроки изобразительного искусства неважными, а значит и отношение к ним соответствующее. А я считаю, что изо, равно как и трудовое обучение, черчение, мировая художественная культура, которые преподаю, имеют значение. Ведь искусство – это своеобразный фильтр, через который должны пройти все, чтобы вырасти людьми. Но для этого учителю надо поработать и для начала самому полюбить свой предмет. Если это случится, тогда сможешь заинтересовать учеников. Порой на уроках отдаешь всю энергию до опустошения. Не позволяю себе переводить всю работу на детей. Чтение пара­графов и выполнение домашних заданий – это, конечно, хорошо. А где же учитель на уроке? Где же его деятельность? Получается, ученик образовывает себя сам?

– А что еще не должен позволять себе учитель?

– Мы можем разочароваться в коллегах, можем разочаровать коллег, но не имеем права разочаровать учеников, которые поверили нам, доверили свои чистые сердца и чистые души. И, конечно, ни при каких обстоятельствах нельзя оскорблять или унижать детей.

– Самый быстрый способ успокоить ребят?

– Пошуметь вместе с ними. Недолго. Для разрядки.


– Как усмирить хулигана и заинтересовать его предметом?

– Надо постараться отыскать в ученике из всего негативного самое позитивное и в хорошем смысле увеличить это.

– Всех можно научить рисовать?

– Мое личное убеждение: научить рисовать можно любого человека, но на­учить творить сложно. Первое – дело техники: поставил руку, показал и объяснил законы построения изображения, светотени, цветоведения. Второе – прерогатива единиц. Это должно идти изнутри.

– Чему учитель может поучиться у своих учеников?

– Порой думаем, что воспитываем детей, не замечая, что они воспитывают нас. Ведь все делаем для них. Повышаем профессиональный уровень для чего? Не для совершенствования же себя, а для того, чтобы это потом отдать детям. Именно ученики заставляют двигаться вперед, развивают наши умения, навыки и знания.

– Кто поддерживал вас на протяжении всего конкурса?

– Не поверите, переживал весь Довск. Ощущал огромную поддержку. Столько людей на победу настроились, что у меня не было шансов проиграть. Не мог подвести их. Звонили друзья, знакомые, бывшие ученики и их родители. Причем многие никогда не слышали и не интересовались конкурсом. А тут узнали все. Вот один из ключевых моментов этой победы: сотни или даже тысячи людей посмотрели на профессию учителя другими глазами.
Конечно, безмерно благодарен за помощь коллегам и особенно семье. Жена Татьяна, дочки Лиза и Светлана, мама разделили весь груз забот, всегда были рядом. Имею в виду не только подготовку к конкурсу – они поддерживают, терпеливо сносят и прощают мои регулярные задержки на работе вот уже более трех десятков лет. Бывало, что жена с дочкой приходили и забирали меня домой. Правда, последние два года стараюсь держать разумный баланс и уделять больше времени семье.


– За этим стоит какая-то конкретная история?

– После перенесенного ковида в 2021-м на многие вещи взглянул по-другому. Состояние было критическое, но не сдался. Твердо решил бороться, чтобы вернуться домой, к семье и увлечениям. В тот момент остро почувствовал, что такое семья, и многое изменил, упорядочил в своей жизни. Уже не «ночую» в школе, как раньше, максимум могу задержаться до шести вечера. Работы меньше не стало, но быстрее что ли стал со всем управляться. Буквально за два года доделал сотни дел, до которых несколько лет не доходили руки: творческих, по дому и школе. Ковид для меня сыграл важную роль, запустил цепочку событий, которые привели в том числе к сегодняшним. Одним словом, во всем, даже негативном, что происходит с тобой, всегда можно найти какой-то положительный момент, за который нужно только зацепиться.

– Извлекли уроки и сделали выводы?

– Получается, так. Каждое испытание – это возможность чему-то научиться.

– Знаю, что многим своим ученикам именно вы привили любовь к творчеству, раскрыли талант и помогли исполнить мечту стать архитектором, дизайнером или стилистом. А с чего началось увлечение изобразительным искусством?
– С детских книжек, в которых меня прельщали рисунки. Думал: вырасту и стану художником-мультипликатором или иллюстратором, как Петр Репкин и Евгений Рачев, а стал учителем. Но рисовать не бросил, хотя и не считаю себя художником. Скорее я рисовальщик.

Художники – это те, о ком рассказываю детям на уроках ОМХК – Шишкин, Левитан, Микеланджело... Вот кто художники. Они были всецело поглощены творчеством. Моя же работа – школа, которая забирает 80 процентов времени. Продолжаю развиваться, организую выставки в школе, Рогачевском районе, несколько раз выставлялся в Германии – мои расписные перья имели там успех. А самое главное – смог заинтересовать своими увлечениями детей, и творчество во мне не угасло. Не оставляю мечты когда-нибудь проиллюстрировать книгу, причем непременно про индейцев – так называемый привет из детства. Пока ограничивался оформлением обложек для виниловых пластинок, видеокассет и созданием киноафиш.

Человек-космос Сергей Шаминский мыслит образами, живет сердцем, учит быть человеком, предпочитает велосипед

– Кстати, заметила на стене киноплакаты с изображением индейцев. Вы киноман?

– С детства увлекался вестернами. С экранизаций приключенческих романов немецкого писателя Карла Мая про знаменитого вождя апачей Виннету началось мое увлечение культурой индейцев. А эти плакаты рисовал специально по просьбе организаторов ежегодных фестивалей, посвященных юбилейным датам Карл-Май-фильмов, которые проходили в Европе с 2012 по 2019 год. И жизнь так сложилась, что удалось пересечься с кумиром детства, исполнителем одной из главных ролей Гойко Митичем, пусть и опосредованно. Спустя годы знакомые рассказали ему обо мне, и он подписал мне личный автограф.

– Сергей Михайлович, не нашла вас ни в одной социальной сети. Может, плохо искала?

– Не волнуйтесь, с вами все в порядке. Меня там просто нет. Отдаю себе отчет, что, не впуская соцсети и мессенджеры в свою жизнь, выгляжу несколько старомодно. Просто не хватает на это времени, ведь хочется успеть сделать столько ценного и полезного. Время – это, пожалуй, единственное, чего не хватает для полного счастья.

– На что вы его тратите?

– Помимо школы, на семью, дом, работу, творческие проекты и увлечения, многие из которых берут начало в далеком детстве. Пишу картины, занимаюсь лепкой и работаю с эпоксидной смолой, превращаю обычные лампочки в эксклюзивные новогодние игрушки, коллекционирую то, что было сделано художниками в иллюстративном плане: марки, открытки, книги, детские журналы «Мурзилка» и «Веселые картинки», значки, календарики, конверты, статуэтки. Все эти коллекции объединяет одно – они связаны с детством. В 2010-м открыл для себя новое направление – миниатюрное искусство. С тех пор расписываю обычные грачиные и гусиные перья, придавая им причудливые формы и образы животных, птиц, индейцев. Практически все, что делаю, использую в педагогической деятельности.

– Какие качества помогли вам победить в конкурсе? Чем взяли жюри?

– Погрузился в конкурс с головой, как это делаю изо дня в день на работе. Был честен и откровенен, был самим собой. Чем взял жюри? Наверное, как и учеников, человечностью, а еще детскостью, которую сумел сохранить в себе. Первое качество помогает в общении с людьми, а второе – ключ к пониманию детей, к их сердцам и душам. Эти два инструмента незаменимы в профессии, но и производят обратный эффект: делают вас уязвимыми и ранимыми. Многие рассматривают их как слабость и пытаются воспользоваться. Поэтому, чтобы сохранить в себе человечность и детскость, нужно иметь немалое мужество.




















Фото автора
0 Обсуждение Комментировать