Вверх

gp_banner.jpg

Земляки-герои: как связист Петр Пилютов стал летчиком-асом

3234 0 20:11 / 14.09.2020
Имя героя увековечено в Рогачеве и Санкт-Петербурге.

28005_001.jpg
Мемориальная доска в память Героя в Красносельском районе Санкт-Петербурга

…Однажды в часть, в которой служил связистом срочную крас­ноармеец Петр Пилютов, прибыл представитель Ленинградской авиационно-технической школы. Он так увлекательно рассказывал, что парень четко определил свое будущее: станет авиационным механиком.

Уроженец рогачевской деревни Лучин поступил в это учебное заведение в 1930 году, а окончил спустя два года. Назначение получил в 40-ю Ленинградскую авиационную эскадрилью, которая базировалась на Дальнем Востоке. Вскоре Петр Пилютов стал одним из лучших авиамехаников, оказался в группе авиаторов, которым поручили выполнить правительственное задание по спасению челюскинцев. Пилютов в это время – авиамеханик на самолете старейшего полярного летчика Василия Молокова. Их самолет, выкрашенный в голубой цвет, стал поистине легендарным. 39 человек вывез Молоков со льдины на материк на Р-5. 

Заслуга Петра Пилютова заключалась не только в отличной подготовке машины к полетам. Он создал две дополнительные кабины.

Василий Молоков стал одним из первых Героев Советского Союза, а его боевой помощник Петр Пилютов тогда же удостоен ордена Ленина. При вручении награды 26-летний герой обратился к народному комиссару обороны Клименту Ворошилову направить его на учебу в летное училище. Просьба была удовлетворена.

В 1935 году после окончания Качинской военной школы летчиков Петр Пилютов снова попал на Дальний Восток, в ту же 40-ю авиаэскадрилью. Спустя год впервые в истории нашей авиации, пилотируя легкий бомбардировщик-разведчик, атаковал нарушивший границу японский самолет, сбил его из курсового пулемета. Награжден медалью «За отвагу». Участвовал и в боях с японцами у озера Хасан, в советско-фин­ской войне 1939–1940 годов.

В начале Великой Отечественной капитан Пилютов как командир авиационной эскадрильи 154-го истребительного авиаполка защищал небо над Ленинградом. Затем – над ледовой трассой через Ладожское озеро, Дорогой жизни. 

Вот только ряд эпизодов с его участием. В один из вылетов на прикрытие трассы пару Пилютова атаковала четверка немецких Ме-109. Они сбили ведомого, и Петр Андреевич остался один на один с фашистскими летчиками. Решение принял оперативно: резко ушел в облака. А немцы сделали вывод, что советский летчик покинул бой. Но не тут-то было: Пилютов, выйдя из облаков, пальнул с дальней дистанции, сбил одного, второго… Двое оставшихся (среди них немецкий ас на самолете с «желтым носом») зажали в «клещи». Тогда Петр сманеврировал: бросил машину в пике. А тут подоспели на помощь и однополчане. Не раз и позднее довелось нашему земляку сражаться с тем вражеским «желтым носом». Поверг Андреевич и его.
Пилютову пришлось прикрывать группу военно-транспорт­ных самолетов Ли-2 с ленинградскими женщинами и детьми на борту. Самолеты – на предельно малой высоте. Из-за крайне сложной ситуации Пилютов поднялся под облака: своевременно обнаруживал угрозу. Маневрируя, старался отсечь «мессеров». Их было целых пять. Они, словно коршуны, устремились на наши Ли-2. Первой же очередью Пилютов сбил ведущий вражеский самолет. Заметив, что в воздухе лишь единственный советский самолет, «мессеры» набросились на него. Наш ас ловко маневрировал: то скрывался в облака, то вел огонь. Он поджег очередной «мессер», но вдруг стал глохнуть мотор самолета. Петр Андреевич определил: перебита трубка охлаждения. Сумел сесть на брюхо. Уже раненый, Пилютов успел покинуть кабину и отползти. Взрыв, Ли-2 полыхнул. Однако главное задание выполнено! Самолеты с женщинами и детьми блокадного Ленинграда благополучно пересекли линию фронта.

В госпитале на теле Петра Андреевича врачи обнаружили 21 ранение, вынули четыре осколка и пулю. После лечения вернулся в боевой строй, принял командование 29-м гвардейским истребительным авиаполком.

10 февраля 1943 года Петру Пилютову  было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звез­да» и ордена Ленина. В январе 1944-го «за выдающиеся летные заслуги» он стал кавалером ордена Британской империи. 

После Великой Отечественной войны Петр Андреевич продолжил службу в Военно-воздушных силах страны. В запас ушел в 1955 году. Жил Герой в Ленинграде, часто навещал малую родину. В Рогачеве на Аллее Героев установлена стела с описанием заслуг земляка.

Актуально
Фото из открытых интернет-источников
речицанефть.jpg
водители.jpg
0 Обсуждение Комментировать