В шести филиалах РПУП «Гомельоблгаз» – производственных управлениях «Гомельгаз», «Мозырьгаз», «Жлобингаз», «Речицагаз», «Рогачевгаз», «Житковичигаз» в круглосуточном режиме работают аварийно-диспетчерские службы. Ежедневно на дежурство выходят 34 экипажа. А всего трудятся 469 человек. Благодаря их профессионализму и ответственному подходу к делу на протяжении многих лет не допускались серьезные происшествия. В этом году своевременно предотвратили более 1600 аварийных ситуаций. Как работает аварийная служба, расскажем на примере филиала ПУ «Гомельгаз».
Кратчайшим путем
Аварийно-диспетчерская служба располагается на улице Владимирова, 4, там же, где находятся центр обслуживания населения и административное здание аппарата управления филиала.
О том, какой была вторая по величине служба в стране после столичной еще три десятилетия назад, хорошо знает приемщик заказов Анжела Пипченко. Именно столько лет она работает на предприятии, где трудились и ее родители. В те далекие годы специальные автомобили были укомплектованы более чем скромно, и даже схему газораспределительных систем делали вручную на клеенчатом материале и увесистый сверток брали на вызовы. Никаких компьютеров и планшетов, только журналы, в которые данные записывали от руки.
Приемщик заказов Анжела Пипченко
Сейчас здесь совсем другая картина. Диспетчерская, куда на номер 104 и поступают звонки гомельчан, полностью автоматизирована и оснащена современным программным обеспечением. Благодаря этому на большом экране в режиме реального времени специалисты службы видят местоположение специальных автомобилей, выехавших по заявкам абонентов, а также весь транспорт филиала. Оперативно принимают решение, какую машину и куда направить, чтобы она кратчайшим путем добралась до нужного адреса. Программные комплексы позволяют отобразить всю информацию, необходимую для оперативного мониторинга обстановки.
Алло, это аварийная?
Помимо современной технической оснащенности в диспетчерской комфортная обстановка и в целом позитивная атмосфера, которую создают доброжелательные работницы службы, их здесь шесть. Задача Анжелы Ивановны и ее коллег, отвечающих за телефонные переговоры, – выслушать человека, объяснить ему, что нужно сделать до приезда аварийной бригады, и успокоить его, если взволнован. Уверена, улыбка собеседницы передается и клиентам.
Причина половины обращений, поступающих на 104, по утверждению абонентов – запах газа. Однако потом оказывается, что пахнет битум, канализация, пища. Факт утечки подтверждается только в 5% случаев. Бывает, это происходит из-за износа уплотнительного материала в трубах или из-за неисправностей в газовом оборудовании. На втором месте – обращения по поводу неполадок: не разжигается котел, не работает плита, проблемы с дымоходом.
Летом в сутки поступает примерно 50 вызовов, в отопительный сезон – в два раза больше. Некоторые люди опасаются звонить в 104, предполагая, что за «ложный» вызов придется платить. Но это не так. И хорошо, если настоящей проблемы нет.
В желтом автомобиле
На службе «Гомельгаза» пять автомобилей. Мы оказались на смене слесаря Валерия Лузанова и водителя Виталия Клименка, который трудится на предприятии более двадцати лет. Немногословные и серьезные специалисты поделились: работа интересная и очень ответственная.
Слесарь Валерий Лузанов
Заявка в специальный автомобиль удаленно передается из диспетчерской в ноутбук и распечатывается по прибытии. В извещении указывается, какое в доме или квартире установлено оборудование, когда проводилось его техническое обслуживание, на кого оформлен договор. Автомобили укомплектованы радиостанциями. Каждая смена – это пять экипажей, два диспетчера и мастер.
Обязательный набор комплектации спецтранспорта – приборы, которые с наименьшей потерей времени помогут установить наличие концентрации газа, а также инструменты для устранения неполадок. При этом автомобили могут комплектоваться дополнительными средствами, в зависимости от задач, рассказывает начальник аварийно-диспетчерской службы Сергей Коваленко. К примеру, в гомельской службе есть машина, оснащенная энергонезависимыми инструментами.
Онлайн и с разных сторон
Пока есть время до выезда, знакомимся с комплектацией автомобиля. В нем, как уже говорили, компьютер и принтер для получения и распечатки заявки. В багажном отсеке – инструменты, оборудование, в том числе генератор и аппарат для сварки полиэтиленовых газопроводов. Для стальных – предусмотрены металлические бандажи, они тоже в наличии. В случае аварийной ситуации специалисты на месте устранят или локализуют проблему.
Водитель Виталий Клименок трудится на предприятии более двадцати лет
Поисково-диагностический комплекс «Прогресс» помогает определить местоположение газопровода для проведения земляных работ. В числе, можно сказать, уникальных – прибор, обнаруживающий дистанционно облако газа на расстоянии до 35 метров, то есть на уровне девятого этажа здания. Его используют, когда необходимо определить, есть ли утечка в квартире, в которую на момент прибытия аварийного экипажа нет доступа, или для оперативного реагирования при отработке заявки из категории «запах газа».
Автомобиль укомплектован аккумуляторными прожекторами, есть и световая мачта, которая в темное время суток освещает площадь до двухсот квадратных метров. До конца года все автомобили по периметру планируют оснастить видеокамерами, чтобы по прибытии на инцидент диспетчер мог видеть картину онлайн и с разных сторон. Как и во всех филиалах, в ПУ «Гомельгаз», спецтранспорт обновляется в установленные регламентом сроки – не старше 6 лет. Сейчас средний возраст специальных автомобилей – 2,4 года.
О нас позаботятся
Чтобы работать в аварийно-диспетчерской службе, нужно проработать и хорошо зарекомендовать себя в другой службе газоснабжающей организации, рассказал заместитель главного инженера ПУ «Гомельгаз» Александр Рабков. И помимо личных качеств, позволяющих успешно справляться с непростыми задачами, конечно же, пройти обучение и стажировку.
В производственном управлении есть хорошо оснащенный класс технической подготовки, в котором представлены распространенные модели газового оборудования, в первую очередь котлы и газовые водонагреватели. А также комплектующие для них: платы управления, вентиляторы, горелки, теплообменники.
Несмотря на эпидемическую ситуацию, работники газовой службы работают в полном объеме. Изменилось лишь то, что они соблюдают профилактические меры: носят маски, перчатки, пользуются антисептиками, до и после смены измеряют температуру.
Несмотря на пандемию, праздничные или выходные дни о нас есть кому позаботиться – специалисты аварийно-диспетчерской службы в любой момент готовы прибыть на помощь. При этом не стоит забывать, что безопасность зависит и от нас. В зоне ответственности потребителей – своевременно проводить техническое обслуживание оборудования: при использовании котлов – раз в год, газовых плит – раз в пять лет. Соблюдать правила пользования газом в быту, одно из которых – закрывать кран, перекрывающий доступ газа.
Уважаемые коллеги и ветераны предприятия!
Поздравляю вас с нашим профессиональным праздником – Днем работников нефтяной, газовой и топливной промышленности.
На протяжении всей истории предприятия его стабильная работа играет важную роль в жизни Гомельского региона. «Гомельоблгаз» успешно решает задачи любой сложности и достигает впечатляющих результатов.
Сегодня наше предприятие демонстрирует высокий уровень надежности и полностью выполняет обязательства перед нашими потребителями.
Безусловно, сила предприятия – в сплоченном коллективе. В профессионализме и ответственности, стойкости и полной самоотдаче на каждом участке работы.
Убежден, благодаря этому «Гомельоблгаз» и дальше будет добиваться поставленных целей на благо страны.
Хочу также выразить особую признательность нашим ветеранам – именно вы создали фундамент наших сегодняшних успехов.
Дорогие друзья!
От всей души желаю вам крепкого здоровья, счастья, благополучия и процветания.
С праздником! К новым успехам и достижениям!
Андрей Сергеенко,
генеральный директор
РПУП «Гомельоблгаз»
На правах рекламы