Десять лет назад на этом предприятии трудились около 250 человек, а выпускаемые здесь пухо-перовые подушки и одеяла знали далеко за пределами Беларуси. Это был один из торговых брендов города. Однако 80 процентов объема производства занимали галоши, почти все они уходили на внешний рынок. Львиная доля отправлялась в страны Средней Азии. Но когда в Узбекистане построили сразу четыре предприятия по выпуску аналогичной продукции, востребованность товаров гомельского производства резко упала. Пришлось закрывать цеха, в пять раз сокращать штат и думать, что делать дальше: уходить в банкротство или объявлять процедуру санации? Экономический суд Гомельской области принял решение о восстановлении экономики предприятия и его сохранении. Через год семилетний марш-бросок по спасению завода должен завершиться. Появилась надежда на восстановление платежеспособности предприятия.
Ольга Радькова, сварщик пластмасс, бригадир
Груз долгов
К финансовой несостоятельности завод привели кредиты. Деньги в долг брали на покупку оборудования, в частности компрессоров. Но в итоге они так и не были задействованы. Ко времени их приобретения у завода резко упал сбыт продукции, и пришлось остановить цех по производству резиновой обуви. В результате задолженность перед основным банком-кредитором составляла около 5 миллионов рублей — это примерно 80 процентов от всей суммы долгов. Дошло до задержек по начислению заработной платы, уплате налогов, расчетам за энергоносители.
— В течение полугода с момента ухода под защиту государства работники начали получать зарплату вовремя, мы рассчитались с долгами перед налоговой инспекцией и электроснабжающей организацией, — рассказывает антикризисный управляющий Гомельского завода химических изделий Александр Кушнеревич. — Но кредиторская задолженность пока закрыта только на 30 процентов.
Весь штат завода — около полусотни человек. Для нынешнего объема производства, который в денежном выражении составляет приблизительно 170 тысяч рублей в месяц, больше и не требуется. Если предприятие благополучно выйдет из санации, можно будет думать об увеличении мощностей и коллектива.
Постепенно у завода начала появляться чистая прибыль, хоть и совсем незначительная. Один из способов ее роста — продажа не задействованного в производстве имущества, так как на обслуживание зданий и аренду земли уходит существенная часть выручки. Около десятка объектов — цеха, столовая, клуб, склад, проходная — уже реализованы: новые хозяева открыли на этих площадях предприятие по производству обоев. В январе на торги будет выставлено еще полдесятка сооружений завода химических изделий.
Себя показать
Сейчас основные виды продукции предприятия — формовые резинотехнические изделия: прокладки, шайбы, уплотнители. Плюс расходные материалы медицинского назначения. Их завод выпускал и до санации, но тогда они занимали небольшую долю в общем объеме производства, а сейчас это основные виды продукции, уточняет главный инженер завода Дмитрий Фролов:
— Всего в ассортименте более 100 наименований таких товаров. Что касается изделий медназначения, то мы активно участвуем в тендерах по госзакупкам — конкуренция в этой нише очень высокая, поэтому всегда работаем над усовершенствованием продукции.
Пока вся продукция медназначения реализуется только на внутреннем рынке. В сентябре предприятие получило бессрочное регистрационное удостоверение Республики Беларусь, это даст возможность наладить экспорт в страны ЕАЭС.
— Сейчас мы прорабатываем технические вопросы, чтобы основательно подготовиться к работе на внешнем рынке, — отметил Дмитрий Фролов. — Сначала намерены получить регистрацию изделий в Российской Федерации, чтобы в 2023-м стартовать в этом направлении.
Чтобы уверенно чувствовать себя на зарубежных рынках, необходимо закупить новое оборудование для производства изделий медицинского назначения. Цена вопроса — около 75 тысяч рублей, решить его руководство планирует в течение следующего года.
Что касается резинотехнических изделий, то самые большие отгрузки в ассортименте от 60 до 80 видов продукции идут на ОАО «Гомсельмаш», также среди партнеров — ОАО «САЛЕО-Гомель», КПУП «Гомельводоканал». Кроме того, завод химизделий активно сотрудничает с региональным филиалом Белорусского протезно-ортопедического восстановительного центра: оттуда поступают заказы на наконечники для костылей, вкладыши для ортопедической обуви и другие расходные материалы.
Вера в родной завод
Дмитрий Рябцев трудится на заводе уже 25 лет, физически работа не из легких плюс шум и тяжелый запах плавящейся резины.
— Но я никогда и не искал, где легче, — улыбается Дмитрий. — У меня все получается, и чем больше изготовлю изделий, тем выше зарплата, поэтому мотивация всегда есть. Очень переживал, когда предприятие могли закрыть, но надеялся, что этого не случится. И сейчас мы все стараемся очень ответственно выполнять свои обязанности, чтобы наш завод работал и дальше.
Пока на этом участке трудятся три человека, в планах увеличить объем производства этой продукции и вдвое — штат. Тогда можно будет ввести вторую смену.
В соседнем цеху выпускают изделия медназначения.
Алексей и Павел Мурашко — из трудовой династии завода. Их отец — слесарь-ремонтник, на этом предприятии трудится уже 40 лет, в 2019-м вальцовщиком сюда устроился его старший сын Алексей, три месяца назад прессовщиком — младший Павел. Оба парня, говорит руководство, работают на совесть, ежедневно перевыполняют свои задания, с коллективом сразу нашли общий язык. Но вот для общения с нами отвлечь их от процесса не удалось: сменить сотрудников было некому, а план никто не отменял.
Прессовщик Павел МУРАШКО — из трудовой династии завода
В цеху резиновой обуви трудились мама и тетя вырубщика пластмассовых изделий Яны Титовой.
— Я здесь один раз была в детстве,мама тут работала, теперь и я. Мне здесь очень нравится, тем более предприятие находится почти рядом с домом, удобный график, достойная зарплата.
Бригадир цеха медизделий Ольга Радькова работает на заводе почти 15 лет сварщиком пластмасс и вполне довольна:
— Мы производим колостомные и илеостомные мешки для онкобольных, а также пластины к ним в довольно большом ассортименте. Рука набита, коллектив родной, что еще нужно? Сейчас все налаживается, заказов много, никаких простоев нет. Несколько лет все были в тревогах, но все же рассчитывали, что выход из сложной ситуации будет найден. У всех семьи, дети, никто не хотел менять привычное место работы.
Вырубщик пластмассовых изделий Яна ТИТОВА ценит удобный график и достойную зарплату на предприятии
С ней полностью согласна коллега Ольга Томашева. Она столько же проработала на заводе, мыслей менять его на другой не было даже в самые сложные годы:
— Мы видим, что руководство старается не только сохранить предприятие, но и вывести его на новый уровень. Все стремимся добросовестно работать, чтобы внести в это свой вклад. Сообща у нас все получится.
Кстати, Ольга из трудовой династии завода. В разных цехах работали или продолжают сейчас ее дедушка, родители, брат и сестра. Всего, как подсчитала девушка, этому предприятию ее семья отдала более 200 лет. И она намерена достойно продолжить семейную традицию.
КОМПЕТЕНТНО
Наталья САРНАВСКАЯ, председатель экономического суда Гомельской области:
— Под процедуру санации может попасть как предприятие государственной формы собственности, так и частное. Для экономики региона важно сохранить каждое, потому что везде трудятся люди, а налоги от деятельности любой организации пополняют бюджет.
Отказаться от предприятия просто, но примеры Гомельской области доказывают: стоит вовремя подставить плечо, оказать нужную поддержку, взяв субъект хозяйствования под защиту государства, и он постепенно восстанавливает платежеспособность, активно работая как над расчетом с долгами, так и на перспективу. Например, предприятия по согласованию с кредиторами проводят модернизацию, расширяют ассортимент продукции, выходят на новые рынки. И порой при завершении процедуры санации это уже полностью новое производство.