Выставка во дворце Румянцевых познакомит с собранием Матея Радзивилла, проживающего в Польше и впервые предоставившего коллекцию портретов своих знаменитых предков для экспонирования широкому кругу зрителей. Живописные и графические портреты, миниатюры, медали, художественные ткани из частного собрания дополнены портретами из фондов Национального художественного музея Беларуси. Такое масштабное представление одного из самых богатых и влиятельных княжеских родов в истории Великого княжества Литовского и Речи Посполитой в Гомельском дворце впервые.
По количеству выдающихся политических, церковных, военных и культурных деятелей род Радзивиллов не имел себе равных. Высшую светскую должность виленского воеводы на протяжении XV—XVIII вв. занимали 13 представителей рода, 7 из них были государственными канцлерами, а 6 – великими гетманами. Многие из Радзивиллов были связаны семейными узами с аристократическими семьями Европы, правящими домами Франции, Пруссии, России. Радзивиллам принадлежали огромные земельные владения, замки, дворцы, в которых хранились коллекции художественных произведений, богатые библиотеки и архивы. Среди Радзивиллов было немало известных военачальников, представителей высшего духовенства, крупных политиков, меценатов, талантливых писателей и музыкантов. О многих из них сложены легенды.
Выставка построена по хронологическому принципу, и это обосновано. Повествуя о самых известных представителях княжеского рода, важно понять: какие события оказали влияние на формирование их личности, кто из предшественников был примером, ориентиром в жизни и в служении Родине. Как знать, например, смогли бы братья Ян Бородатый и Юрий Геркулес стать настоящими рыцарями, отличившись на полях сражений первой половины XVI века, если бы перед их глазами не было примера в образе их отца Николая Радзивилла Старого, виленского воеводы и великого канцлера литовского. Именно с него начинается возвышение рода. И надо отметить, что в те времена высшие государственные посты становились не гарантией беззаботной жизни детей, а скорее наоборот, накладывали на них определенную ответственность не опозорить свой род, жертвовать своими интересами, имуществом, и, если надо, жизнью, защищая идеи, которым они оставались верны. Слова «честь» и «достоинство» не были пустым звуком. Не случайно один из представителей этого рода Кароль Станислав получил прозвище Юстус (Справедливый).
Примеров служения идее, пренебрегая собственными интересами, можно привести множество. Остановимся на одном из них – Януше Радзивилле (1579-1620 гг.). В юности получил европейское образование. Как и многие из Радзивиллов, был протестантом, но женился на православной Софье из рода Олельковичей-Слуцких. В Сейме, депутатом которого он являлся, защищал интересы некатоликов – протестантов и православных, что вылилось не только в конфликт с королем Сигизмундом III Вазой, но и привело к вооруженному противостоянию. Собрав под знамена сторонников, Януш издал универсал с обвинением короля в нарушении шляхетских прав и свобод. В решающей битве восставшие потерпели поражение. Однако от своих религиозных и политических взглядов Януш не отказался. Оставаясь в оппозиции к королю-католику, он долго жил в эмиграции.
Не менее яркой является фигура жены Януша Радзивилла Софьи Слуцкой. Под таким именем она канонизирована православной церковью и причислена к лику святых. Основанием стало ее заступничество за православных Великого Княжества Литовского, на которых началось гонение после заключения Брестской церковной унии (1596 г.). При участии Януша ей удалось выхлопотать у короля грамоту, которая запрещала принуждать ее подданных к унии. Благодаря этому Слуцк оставался единственным неприкосновенным перед униатами городом в ВКЛ. Кроме того, вместе с мужем (протестантом) она много жертвовала православным монастырям и храмам, занималась благотворительностью, строила церкви.
Среди представителей рода Радзивиллов были сторонники распространения идей реформации, как например Николай Радзивилл Черный, первый открывший реформаторский сбор (храм) в Бресте, а при нем типографию. Вторая типография была открыта им в Несвиже, где Сымон Будный напечатал «Катехизис», впервые на белорусском языке. В своей резиденции в Несвиже Николай Радзивилл собрал цвет реформации. Город в это время стал фактически второй столицей Великого княжества Литовского и главным центром кальвинизма.
По иронии судьбы его сын Николай Христофор Радзивилл Сиротка не только вернулся в католичество, но и вел борьбу с идеями протестантизма. В типографии, основанной его отцом, Сиротка развернул печатание трудов идеологов контрреформации. По всей стране скупал не жалея денег, протестантскую литературу, которая была напечатана в Несвижской и Брестской типографиях его отца, и уничтожал ее, сжигая на огромных кострах. В то же время, Сиротке мы обязаны появлением лучшей по тем временам карты ВКЛ, созданной гравером Томашем Маковским, и изданной в Голландии на средства Николая Радзивилла. Кроме того, он построил новый каменный замок в Несвиже, пригласив из Италии прославленного архитектора Яна Марию Бернардони, устроил знаменитую пушечную мастерскую, изделия которой, вызывали у современников восхищение не только боевыми качествами, но и художественным оформлением. Сиротка добился у короля Стефана Батория присвоения Несвижу магдебургского права, что давало возможности экономического развития города. Совершив путешествие в Иерусалим и Египет, Николай Христофор устроил первый на территории Беларуси зоопарк, захватив в качестве сувениров из далекой восточной страны экзотических животных.
Среди представителей рода Радзивиллов много творческих личностей. Среди них Матей Радзивилл драматург и композитор, автор оперы «Агатка», пользовавшейся большой популярностью в конце XVIII-начале XIX века, Антоний Генрих Радзивилл – автор музыки к произведению Гете «Фауст». Музыка получила высокую оценку автора бессмертного произведения, а Бетховен и Шопен посвящали Антонию свои произведения.
Есть среди Радзивиллов личности легендарные, о которых сложено множество рассказов, и что в них правда, а что вымысел трудно сейчас определить.
Например, Кароль Станислав Радзивилл по прозвищу Пане Коханку (1734-1790), снискавший славу белорусского Мюнхаузена. Воевода виленский пользовался у шляхты такой популярностью, какой, вероятно, никому, никогда и нигде не удавалось достигнуть. Сторонник нерушимости традиций, он оказался в оппозиции к последнему королю Речи Посполитой Станиславу Августу Понятовскому, которого расценил как иностранного ставленника, сумевшего приобрести себе корону не единодушным выбором шляхты, а посредством чужеземного влияния. При вступлении Понятовского на престол (1764 г.), Пане Коханку составил конфедерацию, но король одержал победу над восставшими, и Кароль Станислав вынужден был покинуть Родину. Его имущество было описано и перешло в казну, что должно было обречь странника на нищенское существование. Однако его сторонники, получившие название «албанчики» взяли в аренду принадлежавшие ему ранее земли, и исправно посылали «князю в изгнании» суммы, дававшие возможность не только существовать безбедно, но и поражать европейцев своей роскошью. Так как заграничная знать не могла объяснить для себя источник богатства Радзивилла, распространилась легенда о том, что князь обладает каким-то волшебным неразменным червонцем, величиною с жерновой камень, доставшимся ему по наследству. Не исключено, что эта легенда была придумана самим Каролем, не раз удивлявшим слушателей своими волшебными сказками. Так, однажды он рассказывал, как в Налибокской пуще он поймал черта и, чтобы «нечисть из него вышла», три дня держал его в святой воде.
Получив амнистию и возвратившись на родину в 1778 году, он развил активную строительную деятельность. По проекту архитектора Леона Лютницкого под Несвижем в Альбе была построена летняя резиденция с дворцом, парком, каналами, зверинцем и бутафорскими крестьянскими домами. В 1783 г. к приезду короля в Несвижском замке был построен «Королевский зал», а через три года сооружен дворец в Слуцке.
Легенды ходят о гостеприимстве Пане Коханку, у которого на столе были не только привычные кушанья. Любил князь побаловать своих гостей медвежьими лапами под вишнёвым соусом, бобровыми хвостами с икрой, лосиными ноздрями с миндалём, жареными ежами и кабаньими головами.
Очевидцы рассказывали о неслыханном великолепии, которое Пане Коханку показал в 1784 году, принимая в Несвиже короля Станислава Августа. Из сокровищницы Радзивиллов достали серебряную и золоченую посуду, развесили редкие гобелены и разослали турецкие ковры. В шести огромных комнатах разложили наследственные реликвии: булавы, жезлы, знамена, старинное оружие, китайский и японский фарфор, египетские мумии. Кстати сказать, сокровища Радзивиллов, а вернее их исчезновение, является загадкой, которую не удалось разгадать до сих пор.
Князь Кароль Станислав умер в 1790 году старым холостяком. Его уход оказался символичным. Вместе с ним как будто ушла целая эпоха. На смену шли новые времена и новые герои. Буквально через три года состоялся второй, а за ним и третий (1795 год) раздел Речи Посполитой. Несвижская ординация вошла в состав Российской империи.
Удел женщин на протяжении многих столетий сводился к тому, чтобы удачно выйти замуж, быть примерной женой своему мужу, рожать наследников и заботиться о семейном быте. Однако среди представительниц магнатских родов ВКЛ и затем Речи Посполитой можно назвать женские имена, сыгравшие важную роль в культуре, политике, истории. Есть такие имена и среди представительниц рода Радзивиллов.
И первое в этом списке имя Барбары Радзивилл, окутанное множеством легенд, одна из которых история любви Барбары и короля Станислава Августа, сравнимая по накалу страстей с легендой о Ромео и Джульетте. В 1543 году, встреча на одном из балов для Станислава Августа и Барбары превратилась в страстные отношения, длившиеся на протяжении нескольких лет. Станислав Август лишь мог мечтать о том, чтобы встречаться с возлюбленной не украдкой, а на правах законного мужа, но назвать Барбару своей женой не мог, ведь она была ниже его по статусу, и не принадлежала ни к одному из европейских монарших дворов. Ярой противницей брака стала мать короля Бона Сфорца. Тайное бракосочетание Сигизмунда Августа и Барбары, в чем большую роль сыграли Николай Радзивилл Рыжий (родной брат Барбары) и Николай Радзивилл Черный (кузен), стало началом конца Барбары, коронованной 7 мая 1550 года. Уже на коронации красавица почувствовала себя нездоровой. 8 мая 1551 г. ее не стало. Одна из версий ее болезни – яды, тайной которых владела Бона Сфорца. Конец Барбары был ужасен. Она мучилась несколько месяцев. Верный Сигизмунд Август до конца оставался у ложа умирающей. Когда она закрыла глаза навсегда, он одел ее в лучший ее наряд и велел художнику писать с покойной королевы портрет Богоматери. Так, по преданию, возникла икона Божьей Матери Остробрамской. Можно верить этой легенде или нет, но внешне Остробрамская Богоматерь действительно очень похожа на портреты Барбары Радзивилл.
Этим история любви Сигизмунда Августа и Барбары не заканчивается. Ее продолжение связано с Несвижем. Сигизмунд Август продолжал любить Барбару всю жизнь, и хотел ее воскресить. В этом ему согласился помочь чернокнижник пан Твардовский, который поставил единственное условие: не прикасаться к вызванному колдуном призраку, на что Сигизмунд дал согласие. Чернокнижник пообещал вызвать дух Барбары в том месте, где ее по-настоящему любили и помнили. И этим местом был определен Несвиж, принадлежавший двоюродному брату Барбары Николаю Радзивиллу Черному. Дух был вызван, и тут случилось непредвиденное. С криком «Моя Бася!» король кинулся к призраку, пытаясь обнять бестелесную тень. Тень растворилась, но силой своей любви Сигизмунду Августу удалось удержать Барбару на земле, не дать ей вернуться туда, откуда вызвал ее на время чародей. Теперь духу надлежало, блуждая в одиночестве по залам Несвижского замка, ждать земного конца Сигизмунда Августа, чтобы воссоединиться с ним в вечности. Король должен был, почувствовав конец, приехать умирать в Несвиж. Но Сигизмунд Август не смог выполнить обещание. Печальный дух Барбары, как гласит легенда, по сей день встречается в Несвижском замке в образе «черной панны».
Яркой фигурой среди женских образов Радзивиллов была жена Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки, основателя слуцкой мануфактуры, производившей пояса, ставшие историческим брендом Беларуси, Франтишка Урсула из рода Вишневецких. Как свидетельствует сам Рыбонька, за время их брака, Урсула произвела на свет 33 младенца, правда многие рождались слабенькими и умирали еще в младенческом возрасте. Будучи «хронически беременной», наверно такой термин может подойти к частым состояниям, Урсула не была оторвана от светской жизни. Кроме того, она не только обладала талантами, но и позволила себе реализоваться, как творческая личность. С 1746 году Урсула стала создавать пьесы для дворцового театра, которые ставили здесь же в Несвиже. До нас дошли ее проза и поэзия, опубликованные после смерти.
А свекровь Франтишки Урсулы, мать Михаила Казимира Рыбоньки, Анна Радзивилл из рода Сангушков известна своей предпринимательской деятельностью. Не вдаваясь в хронологические подробности, перечислим основные ее проекты. Княгиня начала производство ковров и гобеленов в Несвиже, Кареличах, Белой. В 1723 году основала в Налибоках стекольный завод. В Уручье возле Слуцка основала шлифовальную мануфактуру, которая изготавливала зеркала, украшенные богатым и своеобразным орнаментом. В самом Слуцке — суконную фабрику, в Яновичах (Ошмянский уезд) — мастерскую по обработке драгоценных камней, из которых изготавливали рукоятки для сабель, украшения для ваз, бильярдных киев, табакерок. Поместье Белая на Белосточчине было превращено в настоящий промышленный городок. Там действовали мастерские по изготовлению фарфора, сукон наилучших сортов, ювелирных украшений, зонтиков, изразцов, покрытой лаком мебели в китайском стиле. Она стремилась придать резиденции в Белой ранг «второго Несвижа». Построила новый дворец в стиле рококо, начинавшем тогда входить в моду. Аналогичные дворцы появились и в ее поместьях Рокошь и Славятин. Художники и декораторы занимались отделкой интерьеров дворцов, работали над галереей семейных портретов Радзивиллов и их родственников. Удачная предпринимательская деятельность сделала Анну очень богатой и независимой, а дела благотворительности и милосердия — уважаемой и влиятельной.
Многовековая история рода Радзивиллов, прославившегося целым созвездием выдающихся харизматичных деятелей, блиставших на самых различных поприщах, будь то политика, военное дело, искусство, меценатство, неотделима от истории страны. Эта выставка — напоминание о великой истории, из глубин которой мы можем черпать и формировать наше самосознание.