Вместо скальпеля нож и кисти, вместо ниток — цемент, песок и клей. С помощью различных веществ и предметов педагог дополнительного образования, она же заведующая хозяйством в политехническом лицее в Добруше, Татьяна Руденок уже несколько месяцев воскрешает застывших в камне героев советской эпохи.
Пластические операции на лицах и телах ведутся недалеко от стадиона “Луч” — во дворе Дома учащихся и работников учреждений профессионального образования. Конечная цель — создание целого парка, а пока реконструированные экземпляры красуются на аллее перед учебным заведением. Уголок напоминает времена 50-летней давности: прохожих встречают белоснежные спортсмены, пионеры со знаменем, балерины, гимнастки. Как позже расскажет Татьяна Авемировна, был здесь и Ленин из драгметалла, но его убрали из-за большого внимания: почти каждое утро Владимира Ильича находили опрокинутым.
Но смотреть в объектив и позировать перед камерами — будни не только готовых скульптур. Внимание привлекают и ожидающие реставрации.
Во дворике, где, собственно, и идут работы, первое, что оказывается у ног, — это отколотая голова ребенка от скульптуры “Мать и дитя”. Той самой, которая много лет стояла возле роддома.
В мастерской под открытым небом на траве лежит статуя женщины, которую невозможно опознать. Вернее, ее верхняя часть. Если еще точнее, голова, две руки и спина. Недалеко от нее стоят метровые мужские ноги, а рядом лежит скучающая разбитая гимнастка.
Краска на ней облезла, остались два ярких пятна — голубые каменные глаза. На досках отдыхают половинки двух пионеров. Выражения на их лицах по-прежнему говорят о том, что ребята всегда готовы. И судя по внешнему виду, действительно ко всему. Еще один “полежалец” двора — мальчик с горном. Несколько подопечных реставратора спят в гаражах.
Привозят расколотых и разбитых со всей области.
Если мастер на месте, то всегда за работой.
— Володя, дай-ка я тебе ушко протру, — обращается она к бюсту Владимира Ильича, после чего возвращается к комсомолке с флагом. Сегодня у статуи девушки появились рука и пальцы рук.
— Сколько времени занимает восстановление одной скульптуры? — интересуюсь у Татьяны Авемировны.
— Пока вернула к жизни 11 скульптур, причем немаленьких. Здесь, как на заводе, конвейер: пока сохнет нос у одной статуи, второй уже вылепливаю руку. Установка такая — как можно быстрее все сделать: скоро ведь зима.
Самое трудоемкое занятие — снять “кожу”. На некоторых экземплярах краска положена в несколько слоев толщиной до 2 мм.
— Хорошо, что студенты из местного лицея — химико-технологического — помогают краску счищать. Площадь ведь большая, а снимается по сантиметру, да и то порой с титаническими усилиями. Кроме того, ребята покрепче помогают переносить подопечных, разгибать им руки, ноги. Но в целом чем больше людей, тем быстрее идет работа.
— А восстанавливаете по фотографиям?
— Все делаю интуитивно. Мой отец был скульптор-модельщик фарфорового производства, так что мне это близко, хотя сама ничего не лепила. Так, может, по мелочи. Реставрировать стала по воле случая. В августе люди, которые постоянно этим занимаются, были в отпусках, поэтому руководство лицея попросило меня. Достался маленький кусочек большой скульптуры детей. Восстановила статую за три дня. И вот теперь помогаю создать целый парк. Так как это не основная работа, здесь провожу не каждый день и, как говорится, в свое удовольствие. Сейчас в отпуске. Не жалко ли времени? Нет, это же история, помогаю ее сохранить.
— А сохранить ведь непросто, в основном статуи сделаны из мраморной и гранитной крошки. Вряд ли есть такие материалы. Из чего для подопечных делаете “протезы”?
— В ведре готовлю смесь из цемента и песка (1:1). После добавляю воды в таком количестве, чтобы масса не была жидкой. Смешиваю. Несколько движений руками и — кому-то новое ухо, кому-то нос, кому-то волосы. Иногда для придания формы использую клей ПВА. С ногами и руками все сложнее. Чтобы отпустить в парк пионеров и гимнасток на своих двоих, нужно как минимум им ноги приварить. А здесь без сварщика не обойтись. Грациозные балерины или накачанные спортсмены вначале выглядят, как изогнутая арматура.
— Когда все части на месте, вы чем-то покрываете статуи?
— Грунтовкой, а потом белой краской. Спрашиваю у парней и девушек, которые приходят, хорошо ли получилось. Иногда переделываю, дорабатываю, но в основном всем нравится.
— Помощники приходят не на целый день. Не скучно вам одной?
— Вы знаете, эта работа вызывает интерес у прохожих. В первый день, когда выставили готовые скульптуры на аллею, многие
фотографировались, спрашивали что и откуда. Поэтому работаешь с удовольствием, когда знаешь: это интересно кому-то. Конечно, целый день в тишине сложно. Иногда в процессе и поговорю со скульптурами. Душу ведь вкладываешь в каждую, несмотря на то что работаешь быстро. Имена им не придумываю, но иногда спрашиваю, как себя чувствуют их руки и носы.
Набор инструментов мастера