В приоритете — качество образования
1536 0 23:12 / 24.01.2008
Как известно, впервые в этом году в школах введено обязательное централизованное тестирование по русскому и белорусскому языкам. Перед этим ответственным этапом, еще зимой, было проведено тестирование учителей-филологов. И вот сейчас, сравнивая результаты педагогов и учащихся, легко можно уловить закономерность: в лучших районах оценки совпадают. В Добрушском, Ельском, Калинковичском, Кормянском районах учащиеся получили отметки на три балла ниже своих учителей. А итоги одиннадцатиклассников Брагинского, Чечерского, Речицкого районов в два раза хуже, чем их педагогов. По белорусскому языку школьники всех районов показали результаты на два-три (Наровлянского почти на четыре) балла ниже своих учителей.
Среднеобластной результат в десятибалльной шкале по русскому языку равен пяти (такой же и среднереспубликанский), по белорусскому — четырем баллам (на балл ниже, чем по республике).
Итогами своей работы могут гордиться педагоги школ Октябрьского, Лоевского, Петриковского, Центрального и Железнодорожного районов г. Гомеля. Здесь учащиеся показали результаты выше среднереспубликанского. И, к сожалению, слабые знания имеют ребята, проживающие в районах, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Из приведенных выше примеров можно сделать вывод, что на первый план выходят вопросы совершенствования педагогического мастерства. Школе нужен педагог грамотный, имеющий высокий уровень культуры, постоянно развивающий свой профессиональный и творческий потенциал. К сожалению, не единичны примеры, когда учитель допускает орфографические и речевые ошибки, не может решить сложную задачу, написать реферат. Позиция управления образования в этом смысле однозначна: в школе не может работать педагог, застывший в своем развитии. Следует также шире пропагандировать опыт лучших педагогов, чьи учащиеся конкурентоспособны на республиканском уровне. Поэтому институту повышения квалификации, — подчеркнул докладчик, — при проведении курсов следует учитывать не только педагогический стаж, но и уровень реальной подготовки учителей, определяемый на основе диагностики.
Не менее важным показателем качества образования являются выступления старшеклассников на республиканских олимпиадах. В этом направлении есть определенная позитивная динамика. Область вошла в третью командную группу с количеством более 60 дипломов. Абсолютное первое место и ладья знаний по информатике осталась в области. Вырос рейтинг команд по истории, астрономии, английскому языку. Однако достижения по химии, биологии, географии, белорусскому языку, математике — слабые. Значит, есть большие резервы в организации индивидуальной работы со школьниками, в повышении уровня их практической подготовки.
С целью изменения ситуации к лучшему, уже сейчас созданы банки данных одаренных учащихся и педагогов, определены опорные учреждения по работе с этими детьми, организован постоянно действующий конкурс “Олимпиец”.
С этого учебного года увеличивается количество школ, предоставляющих образовательные услуги на повышенном и углубленном уровнях. Будут функционировать уже не девять, а 17 школ нового типа: четыре гимназии открываются в Гомеле, по одной в Речице и в г. п. Октябрь-ском, областной лицей в г. Мозыре, районный в г. Речице. Значительно увеличивается количество лицей-ских и гимназических классов.
Красной нитью и в докладе, и в выступлениях педагогов проходила мысль: подготовку одаренных учащихся, начиная от школы и заканчивая районным и областным уровнем, необходимо вести индивидуально, чтобы “яркий” ребенок и педагог не варились в собственном соку, а чувствовали постоянную действенную помощь.
Повышение качества обучения напрямую связано с внедрением информационных технологий. Возможность их применения в деятельности большинства учителей области стала вполне реальной. Если к началу прошлого учебного года на 116 учащихся приходился один компьютер, то в настоящее время — 54,7, что вдвое приблизило область к обеспечению минимального социального государственного стандарта. А в таких районах, как Наровлянский, Октябрьский, Лоевский, Добрушский он выполняется полностью.
И все же острая проблема обеспеченности компьютерной техникой стоит в г. Гомеле, где один компьютер приходится на 88 учащихся.
Известная истина — только здоровый ребенок может целеустремленно идти к знаниям. Отрадно, что спортивные команды Гомельщины подтвердили статус победителей в престижных республиканских и межгосударственных соревнованиях смотра уровня физической подготовленности учащихся “Олимпийские надежды”. В два раза увеличилось количество участников областной спартакиады учащейся молодежи.
В решении задач профилактики гиподинамии важна занятость учащихся в спортивных секциях, группах, кружках. В минувшем году только третья часть учебных заведений области обеспечили ее рост. Особенно остро стоит проблема физкультурной занятости во внеурочное время учащихся начальных классов. Например, в Петриков-ском, Кормянском районах, в г. Мозыре секционно-кружковой работой охвачено менее семи процентов школьников младших классов (по области — 16, 5 процента).
В развитии образования мелких вопросов не бывает. С одинаковой заинтересованностью выступающие в прениях по докладу обсуждали многогранную школьную жизнь, обозначали болевые проблемы, требующие первоочередного решения. Реформа общеобразовательной школы продолжается и ее результаты с каждым годом будут все ощутимее.
Заместитель министра образования Республики Беларусь К. С. Фарино в своем выступлении выделил главные направления работы в системе образования: создание условий для обучения, обеспечение качества образования, здоровье детей, развитие способностей учащихся, воспитание патриотизма и другие.
В работе августовского педсовета приняли участие председатель областного Совета депутатов В. С. Селицкий, заместитель председателя облисполкома В. А. Клеблеев, председатель Центрального комитета белорусского профсоюза работников образования и науки Т. И. Чоботова.
Ряду работников образования были вручены Почетные грамоты.
Алина КЛЫГА
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать