Прошедшее 15-летие образовательная система страны в целом и области в частности знаменует собой эпоху серьезных перемен.
В 1998 году в стране стартовала школьная реформа. Ее проведению предшествовал большой подготовительный этап. За школьную парту сели дети-шестилетки. Что в свою очередь обусловило необходимость подготовки к школе детей пятилетнего возраста и вызвало к жизни развитие таких типов учебных заведений, как детский сад — школа. Срок обучения в школе стал 12-летним. Возвращение к идее “нулевого класса” через введение подготовительного позволило найти дополнительный год обучения, сохранив привычную нумерацию классов.
В рамках реализации реформы была расширена сеть специализированных школ — языковых, математических, музыкальных, спортивных и т. д. Углубленный уровень образования обеспечивают гимназии, лицеи, учебные комплексы “школа — колледж”, “гимназия — колледж”. Для детей с нарушением здоровья создаются санаторные, вспомогательные школы, школы-интернаты. С 1 сентября 2002 года после трехлетней апробации осуществлен переход на новую 10-балльную систему оценки знаний учащихся. Ставка была сделана на письменный контроль знаний школьников (тесты, контрольные работы и т. д.), который стал приоритетным.
С 2002/03 учебного года начался планомерный переход на обновленное содержание образования на II ступени общеобразовательной средней школы с 12-летним сроком обучения. А уже с 2008 года белорусская школа переходит с 12-летки на 11-летку. На практике это означало отказ от штрихклассов, где проходили программу двух лет за один. Реформа закончилась.
В начале нынешнего учебного года начал действовать новый Закон “О правилах белорусской орфографии и пунктуации”, введен третий час в неделю для изучения иностранного языка для всех учащихся с 3-го по 11-й класс, дошколята и школьники начали изучать православную культуру.
- На сегодняшний день охват детей дошкольным образованием составляет 92%: в сельской местности — 85,4% и в городах — 91,7%. Работает 21 дошкольный центр развития ребенка (2006 год — 14). В каждом районе открыты санаторные группы для детей, имеющих ослабленное здоровье. Ежегодно расширяется сеть гимназий и лицеев. Их сегодня 35 (2006 год — 23).
- Дипломами победителей заключительного этапа республиканской олимпиады 2010 года награждены 97 учащихся (в 2006-м — 84). В нынешнем году школьники области завоевали одну золотую и две бронзовые медали на олимпиадах по информатике и географии. Диплом второй степени команда Гомельской области привезла с XI республиканского турнира юных математиков. Кубок победителей и абсолютное первое место завоевала команда гомельских школьников на открытой Всероссийской олимпиаде школьников по информатике и программированию.
- Среди 39 учреждений профессионально-технического образования насчитывается семь колледжей и 10 лицеев (в 2006 году — 7 и 2 соответственно). В течение 2006 — 2010 годов для технического переоснащения учреждений профтехобразования приобретено 395 наименований машин и оборудования, в том числе 19 компьютерных классов на сумму 20,2 миллиарда рублей.
- В 88% общеобразовательных учреждений обеспечена возможность доступа в Интернет (в 2006 году — 40%). До конца 2010 года планируется 100-процентная компьютеризация.
- В нынешнем году в 8273 кружках, клубах, спортивных секциях полезным делом занято 121044 школьника, или 76,5% учащихся (в 2006-м — 101518, или 56% школьников).
- Гомельщина — лидер в республике по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи. Дети воспитываются в 1707 опекунских семьях, 1010 — приемных, 20 домах семейного типа.
- Всего с 2006 года построено и реконструировано 26 объектов образования. Введены в эксплуатацию школы в Брагине, деревне Бабуничи Петриковского района, построено 8 жилых домов для семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распахнули свои двери детский сад — школа в деревне Залесье Чечерского района, районная гимназия в Лельчицах. Введены в эксплуатацию школы в микрорайонах № 19 г. Гомеля, № 6 г. Светлогорска. Начато строительство общеобразовательной школы на 960 мест в Мозыре.
- 93,5% педагогических работников имеют высшее образование и 30,9% педагогов — высшую квалификационную категорию (в 2006 году — 21,4%). Создан перспективный резерв кадров, в 2010 году для подготовки директоров общеобразовательных учреждений начала работу “Школа будущего руководителя”.
Подготовила В. ШЛЫКОВА