Минобразования совместно с Министерством финансов, руководителями учреждений образования проработают вопросы организации трудового обучения и воспитания в старших классах, будут приняты соответствующие решения. Кроме того, старшеклассникам предоставят расширенные возможности профессиональной подготовки по ряду профессий. Для этого задействуют необходимые ресурсы, в том числе и базу профессионально-технических учреждений. В Минобразования также считают необходимым взять на особый контроль использование часов общественно полезного труда для профориентационной работы с учетом реальных возможностей учреждения образования, запросов учащихся, потребностей рынка труда, востребованности профессий.
Во время совещания Василий Жарко подчеркнул, что качество трудового обучения и воспитания в школе необходимо повышать. Он напомнил, что такую задачу поставил перед системой образования глава государства на Республиканском педагогическом совете. Пути решения этой задачи обсуждались на совещании, в котором принял участие министр образования Игорь Карпенко, заместитель министра финансов Юрий Селиверстов, представители органов управления образованием, учреждений образования областей и Минска. «Считаю, что на сегодняшний день трудовое воспитание потеряно. Учебных часов в базовой школе явно недостаточно. Не говоря уже про 10-11 классы, где эти часы на трудовое обучение вообще не предусмотрены. В Кодексе об образовании тоже не прописано трудовое обучение в старших классах. Этот вопрос надо продумать. Что касается содержания учебного предмета „Трудовое обучение“, то оно должно быть максимально практико-ориентированным и не отставать от жизни», — сказал вице-премьер.
Долгое время такую возможность предоставляли межшкольные учебно-производственные комбинаты. Так, в 2000 году более 80% школьников проходили профессиональную подготовку в УПК. Выпускник получал квалификацию рабочего, свидетельство и имел возможность работать по профессии. На данный момент в ряде регионов межшкольные УПК оптимизированы или реорганизованы и переданы в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, где открыты отделения допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки. Где-то они просто закрылись.
Василий Жарко поднял вопрос, все ли желающие из числа учащихся 10-11 классов сегодня имеют возможность получить начальную профессиональную подготовку, достаточно ли часов для получения профессиональных навыков на должном уровне. Вице-премьер констатировал, что около 70% старшеклассников сегодня трудовым обучением не охвачены, в то время как в 1990-2000 годах такую профподготовку получали более 80% учащихся.