Вчера Александр Лукашенко во время встречи с председателем Президиума НАН Беларуси Владимиром Гусаковым поручил организовать выставку научных достижений: "Не только для того, чтобы отчитались, доложили об успехах, но и побольше народу показать, что мы можем и что наука у нас многое может. К сожалению, мы мало пропагандируем не только Академию наук, но и достижения нашей науки". Какими инновациями гордятся ученые БелГУТа, рассказал "Гомельскай праўдзе" проректор по научной работе университета Александр Ерофеев.
Среди разработок – комплекс прикладных программ и технологий, за счет которых управляется "мозг" Белорусской железной дороги. Также ученые БелГУТа создали специальную технологию упрочнения резинотехнических изделий, которая в пять раз продлевает их срок службы.
– Например, Минский завод колесных тягачей при производстве специализированной техники присылает свои изделия для последующей обработки, мы занимаемся их упрочнением. Техника становится более надежной и конкурентоспособной, – подчеркивает Александр Ерофеев.
Продолжается разработка цифровых 3D-моделей раздвижных колесных пар для грузовых вагонов. При перемещении с широкой колеи на узкую вагоны могут раздвигать и сдвигать колесные пары. Эти технологии дорогостоящие, могут применяться именно для пассажирских вагонов. Ученые БелГУТа разработали уникальные конструкции для оснащения грузовых вагонов. Такие колесные пары будут востребованы в направлении Европы и Китая, где узкая колея, а также России и Казахстана. Вагоны смогут проходить до 10 тысяч километров без перегрузки, тем самым сокращать сроки доставки грузов.
При открытии третьей линии метрополитена в Минске ученые вуза выполняли работы, связанные с обустройством бесшумных конструкций пути, определяли перечень материалов, которые могут быть применены на этой линии, занимались испытанием и сертификацией новых поездов «Штадлер» для метрополитена. Впервые они могут ходить под автоматическим управлением без участия машиниста.
Кроме того, благодаря исследованиям ученых БелГУТа в Беларуси создана новая отрасль машиностроения – вагоностроение. Во время Советского Союза в нашей стране было только два вагоноремонтных завода. Сейчас в республике четыре вагоностроительных завода, которые производят подвижной состав для пассажирских и грузовых перевозок.