Вверх
Нету “физиков”, нету “лириков”…
Вступительная кампания преподнесла неприятные сюрпризы многим вузам. Недобор студентов получился даже на бюджетные отделения. В ряду наименее востребованных специальностей оказались и педагогические. В чем причина сложившейся ситуации? Наш корреспондент беседует с первым проректором Мозырского государственного педагогического университета имени И. П. Шамякина Валерием Болбасом. — Валерий Сергеевич, результат для педколлектива вуза был предсказуем или стал неожиданностью? — Несмотря на не оптимистическую статистику, в нынешней ситуации результат не так плох. Признаться, мы ожидали худшего. Понимаем, что наш вуз — не столичный и даже не областной. Да и педагогические специальности, как вы заметили, теперь не самые популярные. Плюс не лучшая демографическая ситуация. Добавим сюда нововведения централизованного тестирования. Так что ожидать наплыва абитуриентов не стоило. В итоге из запланированных 400 человек на бюджетные отделения стационара недобор составил 110. Есть специальности, на которые не поступило ни одного заявления. Такого прежде никогда не было. — Какие же специальности оказались самыми непопулярными в МГПУ? — В основном это коснулось физико-математического направления. В то время как в школах дефицит именно физиков, математиков, учителей иностранных языков. Невостребованными или мало востребованными оказались “Технический и обслуживающий труд”, филологические специальности. Особенно — “Белорусский язык и литература”. Рассчитывая сделать последнюю более привлекательной, добавили к ней английский язык, но это не помогло: ни одного заявления. Лишь шестеро абитуриентов из запланированных 20 выбрали специальность “Белорусский язык и литература и немецкий язык”. Столько же заявлений поступило и на специальность “Машиностроение”. И в целом еще недавно престижный инженерно-педагогический факультет сдает позиции. — И обучение в группе будет вестись всего для шести человек? — Да. Предвидя такую ситуацию, на отдельные специальности в последнее время мы объявляли циклический набор, то есть через год. Еще хуже обстоит дело с набором на платное обучение, где в полной мере оказались востребованными лишь “Социальная работа” и “Физическая культура”. — Многие абитуриенты, которые становятся студентами при практически полном отсутствии конкурса, не самые способные. Окончат вуз с грехом пополам и отправятся учить новое поколение. Какие знания они дадут своим ученикам? — Вопрос логичный. Однако тех же учителей физики, математики не хватает не только в глубинке, но даже в столице. Мне звонят руководители школ из райцентров: пришлите студента, чтобы мог вести занятия в школе. Это возможно, если перевести студента на так называемую индивидуальную форму обучения. Но какой еще из него преподаватель? Вспоминаю печальную реальность из своего школьного детства, когда математике нас обучал колхозный бухгалтер. А многие учителя были специалистами “широкого профиля”, преподавали несколько разных предметов. Но сегодня другое время. — Низкий рейтинг педагогических специальностей для многих вузов тенденция последнего времени. И она, наверное, прежде всего, обусловлена невысокой зарплатой будущих педагогов? — Вы сами ответили на свой вопрос. Средний конкурс на одно место в нашем вузе составил 0,93. С ностальгией вспоминаем времена восьмилетней давности, когда он был 3,5. Но даже в сегодняшних условиях есть педагогические специальности, которые пользуются спросом — “Физическая культура”, “Биология”, “Логопедия”, иностранные языки в чистом виде. — Но невысокая зарплата будущих педагогов — не единственная причина, по которой все меньше выпускников идут в педвузы? — С каждым годом все еще уменьшается количество выпускников в целом по стране. Сыграло роль и повышение минимального проходного балла по ЦТ, когда в конкурсе перестали участвовать абитуриенты с 1 — 2 баллами. И это правильно. Лучше меньше, да лучше. Очевидно, что ЦТ как метод определения качества знаний не бесспорный. Идет натаскивание на тесты. Но сегодня обладать набором информации не главное, ее легко почерпнуть из того же Интернета. А развивающее обучение, креативность, способность мыслить уходят на второй план. Нельзя полностью отвергать тестирование, однако вдобавок к нему должны быть и другие объективные формы испытаний. Не следует однозначно оценивать и возможность для абитуриента широкого выбора вузов после ЦТ. К примеру, сегодня стране не нужно столько экономистов. Но молодой человек, видя, что он со своими баллами не проходит на бюджетное отделение столичного вуза, идет туда же на платную форму обучения. Такая политика приведет к тому, что мы и дальше будем выпускать невостребованных специалистов. Еще одна особенность последнего времени — отток абитуриентов за границу. В Россию и на Украину уезжают неплохие наши выпускники. И привлекает их то, что кое-где плата за обучение ниже, чем в наших вузах. А еще мнимый престиж: окончил, мол, московский вуз. — Вы хотите сказать, что в наших региональных вузах подготовка специалистов не хуже, чем в московских? — Совершенно верно. Студенты Мозырского педуниверситета выходили в полуфинал мировых первенств по информатике. На открытых олимпиадах России наши физики и математики не однажды были призерами и победителями. Из года в год прославляют страну спортсмены — студенты университета. Особенно впечатляют достижения гребцов: вспомним последние Олимпиады, универсиаду. И конкурс на факультет физической культуры один из самых высоких. В университете регулярно проходят научные, образовательные форумы международного уровня. В последние годы, во многом благодаря стратегии, разработанной ректором, профессором Валентином Васильевичем Валетовым, мы имеем серьезные успехи во всех сферах деятельности. Но отдача от образования не сиюминутная, это результат многолетней целенаправленной работы. Кадры можно и нужно закреплять, используя для этого разные способы. В сложившейся ситуации, безусловно, есть недоработка вуза. Но не только. Мы ведь готовим специалистов для райотделов образования, и надо сообща думать, как выходить из положения. Результаты совместной работы с другими заинтересованными структурами есть. Впервые осуществляли набор на специальность “Социальная работа”. Мы попали, что называется, в точку. Во многом благодаря сотрудничеству с отделами соцобеспечения райисполкомов, которые подбирали конкретных людей. В то время как в других вузах на подобные специальности недобор. Не секрет, что в детсадах тоже остро не хватает кадров педагогов. Но на специальность “Дошкольное образование” у нас даже был небольшой конкурс — управление образования помогло привлечь абитуриентов из регионов. — Может, мы недооцениваем профориентацию, которая в советское время, помнится, велась очень широко? — Надо признать, что многие нынешние формы ее неэффективны. Начинать надо не в выпускных классах, а гораздо раньше, как это было в советское время. Теперь же, когда мы проводим анкетирование среди выпускников, больше половины отвечает, что с выбором профессии еще не определились. Так когда же будут определяться? О каком осознанном выборе может идти речь, если, получив определенное количество баллов на ЦТ, абитуриент подсчитывает: их хватит, чтобы пойти в экономисты, юристы, либо в педагоги. Получается, молодому человеку все равно, кем быть. Главное — любой ценой получить высшее образование. Не зря уже забили тревогу: зачем нам столько специалистов с высшим образованием, когда не хватает рабочих. Профориентация — это не только агитация. Правильно делают правоохранительные структуры, МЧС, организовывая кадетские классы, классы с военным уклоном и тому подобные. Педагогам тем более надо идти по такому пути. Почему бы не вернуть незаслуженно забытые педагогические классы, когда старшеклассники готовили себя к профессии учителя, становились вожатыми, проводили, как теперь говорят, волонтерскую работу? — Помните еще ленинский лозунг о том, что учитель должен быть у нас поставлен на такую высоту, на которой он не стоял никогда, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе? Похоже, лозунг не утратил актуальности и сегодня. Можно какими-то “пряниками” привлечь выпускников в вуз, но пользы от этого будет мало, если большинство, отработав установленный срок, уедет. В последние годы педвузы подготовили достаточно специалистов, но многие ли из них работают в школах? — Согласен. Лет шесть — восемь назад мы уже достигли неплохой закрепляемости молодых специалистов. Но обратное движение наметилось именно в последнее время, и оно в немалой степени связано с оплатой труда. Встретил недавно одну нашу выпускницу, кстати, обладательницу красного диплома. Отработав положенный срок в школе в Калинковичах, она ушла: не устраивает зарплата в 2,5 миллиона рублей. Молодежь надо особенно заинтересовывать. Надеемся, что недавно объявленное повышение зарплаты как-то поможет, но только этого недостаточно. Следовало бы взять на вооружение опыт столицы, тех же российских регионов, когда педагогам оказывают поддержку из местных бюджетов. На селе это могут быть именные стипендии лучшим учителям, какие-то другие выплаты от местных хозяйств. Их руководителям не должно быть все равно, кто и как учит их же детей. Такие доплаты не стали бы тяжким бременем для многих, особенно благополучных сельхозпредприятий. В общем, нам всем есть над чем задуматься. Образование