Вверх

67567567.jpg

В погоне за классиком. Фильм нашего земляка, режиссера Сергея Рыбакова показывал на мастер-классах сам Кшиштоф Занусси

5044 0 12:10 / 19.03.2020
На прошедшем 17 марта IX Московском международном фестивале корпоративного видео победил презентационный фильм о белорусских металлургах «Скажи мне...». Читайте материал корреспондента "Гомельскай праўды" о его авторе – нашем земляке, известном режиссере-постановщике Сергее Рыбакове. 

IMG_3060.JPG
На крыше БМЗ во время съемок фильма «Скажи мне...». В центре – оператор-постановщик Олег Гирель и режиссер-постановщик Сергей Рыбаков. 

Стальной прорыв

Сергей работает на минской продакшн-студии PROMOFILM. На счету у него около сотни корпоративных роликов и документальных фильмов, немало интересных телевизионных проектов, признанных на международном уровне. Накануне фестиваля мы пообщались с режиссером, чтобы пожелать удачи, а заодно выведать, как пареньку из провинциального Светлогорска удалось добиться киноиндустриального признания далеко за границами Беларуси.

 

Трехминутный презентационный ролик о БМЗ «Скажи мне...», впрочем, как и многие другие его фильмы, смотрится на одном дыхании. Пышащие жаром печи, брызги раскаленной стали и в центре всего этого металлург – крепкий духом, с сильным характером и горящими глазами. Гордость берет за предприятие и его работников. Кстати, в главной роли занят не актер, а работник завода Александр Счастливенко. Этот момент при съемке корпоративных документальных фильмов Рыбаков считает принципиальным: важна достоверность.

Снят в жанре художественной документалистики, очень востребованном сегодня. Соз­дать короткий фильм, эмоциональный, живой, бьющий точно в цель, который удовлетворил бы заказчика и творческие амбиции авторов – задача не из легких. Индустрия производства корпоративных фильмов выходит на высокий профессио­нальный уровень. Презентационные ролики делает, например, Леонид Парфенов. Не считают зазорным сниматься в деловом кино Владимир Машков и Алексей Серебряков. 

Вернемся к фестивалю. Имиджевое видео о БМЗ было отмечено в номинации «Лучшее музыкальное и звуковое сопровождение». И это не первая победа фильма. В конце прошлого года на международном конкурсе видеопродукции Metal-Vision был удостоен почетного «Особого мнения жюри». Таким образом удалось повторить успех предыдущего корпоративного видео о заводе, снятого Сергеем Рыбаковым пять лет назад. Фильм «БМЗ. Холдинг как оркестр» также был среди победителей на Metal-Vision и Московском фестивале корпоративного видео. 

К слову, работает не только с белорусскими предприятиями, создают в продакшн-студии ролики и для компаний бывшего СССР. Несколько лет назад, например, «завязались» с ребятами из Казахстана, реализовали с ними около 10 креативных проектов.

DSC_6597 (Копировать).jpg
С женой Ольгой и детьми Давидом и Евой

Дом – всему начало

Телевидением Сергей увлекся еще в школе: занимался в детской телестудии при Доме пионеров. 

– В Светлогорске была очень мощная телевизионная площадка, – вспоминает режиссер. – В Доме пионеров работали классные педагоги. Подготовленные школьниками материалы были востребованы на местной телестудии «Ранак», транслировались даже по БТ. 

Потом были занятия в телестудии, созданной при отделе по делам молодежи райисполкома. Курировали старшеклассников, вдохновляли на творческие эксперименты Вадим Вежновец, Владимир Попов, которые и сейчас работают на «Ранке». А возглавляла отдел Нина Друзик. 

– Мы делали полноценные сюжеты, например про Виктора Цоя, молодежную субкультуру. Было прикольно. Такой свое­образный молодежный субкультурный движ, – рассказывает Рыбаков. – Руководил нашей творческой группой Виталий Ализиер (продюсер и режиссер, живет в США – прим. автора). С его подачи я и решил поступать в Белорусскую академию искусств.

2284.jpg
В 2010 году Сергей Рыбаков получил Премию Президента «За духовное возрождение» за проект «Земля белорусская»

Родители мечтали, чтобы Сергей учился в Гомельском политехе. «Слава Богу, что не пошел по этому пути: был бы суперплохим инженером», – шутит Рыбаков, у которого не очень ладились отношения с математикой. Мало кто верил, что поступит в академию. Набор на отделение режиссуры шел один раз в четыре года. И на курс набирали максимум 12 человек. Сергей не просто поступил, а сдал спецпредметы на десятки, попал в шестерку студентов, которые учились бесплатно. К слову, все его однокурсники были столичными жителями. 

После окончания академии работал по распределению в телекомпании «ВоенТВ», а потом в Агентстве телевизионных новостей Белтелерадиокомпании. 
 

Сергей Рыбаков и креативный продюсер Promofilm Денис Курьян

Одна простая сказка

Побед и наград у Рыбакова множество. Если говорить о белорусских творческих форумах, то трудно даже сказать, где он не был отмечен. Например, фильм «К-19. 25 лет до Чернобыля» взял главный приз за режиссуру на І Национальном телевизионном конкурсе «Телевершина». Два Гран-при на «Телевершине»: за проект «Детское Евровидение – 2010» и документальный цикл «Земля белорусская». Творческая работа «Я могу говорить» попала в short list лучших коротких документальных фильмов (Великобритания, Беларусь, Италия) и лучших фильмов о детях и молодежи (Испания, Беларусь, Германия) на московском фестивале «Кино без барьеров». 

Нашего земляка дважды награждал Президент Беларуси. За документальный цикл «Земля белорусская» отмечен премией «За духовное возрождение», а за цикл фильмов «Была война» – специальной премией в номинации «Радио и телевидение». 

Лидер по количеству побед – документальный фильм «Кривая Нива». Он про людей, у которых нет адреса. После катастрофы на ЧАЭС они отказались покинуть родные дома и остались жить на отселенной территории. Лента получила награды на фестивалях «Лістапад», «Хрустальный аист», «Мир знаний» киностудии «Леннаучфильм»… 

Мое знакомство с творчеством Сергея Рыбакова началось с фильма «Сонцам асвячуся». Эта фантасмагорическая картина с ярко выраженным нацио­нальным посылом, признаюсь, впечатлило. Рассказывает об экспедиции журналистов АТН и лидера этно-трио «Троица» Ивана Кирчука в отдаленную деревню Видибор Брестской области. Старинные заговоры, легенды, песни в исполнении жителей маленькой деревушки завораживают, заставляют вспомнить, кто мы есть, откуда родом. 

– Отношение к фильму было неоднозначным, не всем он нравился, – признается режиссер. – Российские фестивали его отфутболивали, в то время как иностранцы воспринимали на ура. 

«Сонцам асвячуся» получил диплом на IV Нью-Йоркском международном независимом кинофестивале. После успешной премьеры в США от американских телеканалов поступили предложения о продаже прав на его демонстрацию. Лента прошла отбор для показа на еще одном известном нью-йоркском кинофестивале, основанном Робертом Де Ниро, – Tribeca Film Festival. 

А свою первую награду Сергей получил еще на втором курсе. Снятый в Светлогорске документальный фильм «Одна простая сказка» завоевал Гран-при на Международном студенческом видео-арт фестивале «Фаст-Фэст Уикенд» в Киеве. Свой первый приз – DVD-двойку помнит до сих пор. Наполненный эмоциями фильм, снятый на любительскую камеру в этаком подсмотренном документальном стиле, произвел на жюри сильное впечатление. Он, кстати, обошел на фестивале работу популярного ныне украинского режиссера Алана Бадоева.

Кина не будет

Сергей гордится своей дружбой с Кшиштофом Занусси, которая длится уже лет 15. Знаменитый польский режиссер многому его научил, каждое общение с ним – своеобразный творческий импульс. Несколько раз проходил у киноклассика стажировку, может просто приехать к нему в гости. Занусси часто присылает Сергею открытки с несколькими фразами, написанными от руки. Вот такое искреннее общение, живая почта в век интернета. 

040700BE-7A3A-4718-BDAC-2759427D3738.jpeg
Сергей Рыбаков и Кшиштоф Занусси

Познакомился с мастером на одном из кинофестивалей, и тот пригласил амбициозного 24-летнего белорусского режиссера в гости. К слову, он всех звал, признается Сергей, но не все приезжают. А он загорелся этой идеей. 

– Мой руководитель Александр Мартыненко, который возглавлял АТН, поддержал меня и сказал «Бери камеру, оператора и снимите про него сюжет», – вспоминает Рыбаков. – В этой поездке, которая длилась всего три дня, попадали в невероятное количество нелепых ситуаций, приключений… Занусси видел, как мы из них выкарабкиваемся, и такое фанатичное отношение к работе ему понравилось. 

IMG_6787.JPG
Открытки от Кшиштофа Занусси

Телевизионщики следовали за ним повсюду, а это было непросто: у всемирно известного кинорежиссера расписана чуть ли не каждая минута. Результатом стал документальный фильм «Догнать Занусси». К слову, погоня за киноклассиком началась в прямом смысле слова в первый же день при­езда в Варшаву. Подошли к его дому с красивым букетом, однако двери никто не открыл: опоздали. Всё бросить и уехать или догонять? Конечно, второе. Этот фильм знаменитый режиссер лет пять возил с собой по разным странам: показывал на мастер-классах, фестивалях. Специально для него сделали английский дубляж. Говорил, что белорусам удалось уловить темп и образ его жизни, уложившись при этом всего в 13 минут.

– Занусси – невероятный человек, – подчеркивает Сергей. – Пример для меня. В свои 80 лет удивительно работоспособный, а главное – востребованный. Вокруг столько конкурентов – молодых, продвинутых в техническом плане, наглых, а компании выбирают Занусси, дают деньги, чтобы он снимал для них фильмы.

О чем мечтает 38-летний Сергей Рыбаков и не собирается ли снять полнометражный фильм? 

– В 20 лет мне хотелось как можно громче заявить о себе на весь на мир, – признается режиссер. – Сейчас мечты несколько изменились. Важно, чтобы рядом находились люди, с которыми комфортно работать. А еще должны быть хорошие инструменты, новинки техники, которые помогали бы реализовывать идеи. А что касается полнометражных фильмов… Это не моё, другой жанр, разное понимание картинки. Так что кина не будет… 







IMG_3382.JPG
IMG_3563.JPG
IMG_3979.JPG
IMG_8226.JPG
IMG_8984.JPG
IMG_9685.JPG
IMG_9548.JPG
Общество
Фото из архива Сергея Рыбакова
водители.jpg
Нефтеспецстрой.jpg
0 Обсуждение Комментировать