Вверх

gp_banner.jpg

О чем не говорят мужчины-кондукторы. Сильный пол в салонах автобусов Гомеля сталкивается с дискриминацией

2943 0 10:00 / 23.10.2020
Корреспондент «Гомельскай праўды» вникал в тонкости профессии, которую многие не любят.

IMGL0046.jpg
Женщина или мужчина – не важно. Неприязни к кондукторам быть не должно. Фото Алексея ГЕРАСИМЕНКО

«Ходишь здесь как баба»

Найти мужчину-кондуктора, который согласится рассказать о рабочих буднях, почти также непросто, как укрыться от негатива COVID-новостей. В автобусном парке № 1 собеседник в последнюю минуту передумал и отказался говорить. Звоним второму и слышим аналогичное «нет». Оказывается, многие стесняются своей работы. 

Twitter-реклама 1600x400 пикс.jpeg

– Быть кондуктором – дело непростое. Оно напрямую связано с людьми, а они бывают разными. Иногда не хотят платить за проезд, хамят, шумят и чистят семечки прямо на пол автобуса. И далеко не все реагируют на замечания, – говорят на предприятии. – У молодежи к мужчинам-кондукторам более уважительное отношение: боятся ехидничать, грубо отвечать. Но есть и горожане, которые, наоборот, хотят уколоть и прямо им говорят: «Что ты ходишь здесь как баба». 

Оказывается, кондуктор периодически входит в интернет-списки нелюбимых профессий. Люди жалуются на грубость, давку в часы пик. Неприязнь есть и у гомельчан. Некоторые горожане не прочь проехать зайцем, от таких работник автопарка ничего хорошего не услышит. 

IMGL0042.jpg

Пока находился на территории предприятия, на проходную пришел парень. Он сетовал на некультурную работу кондуктора: у них возник спор из-за новой системы «Оплати», которая позволяет купить электронный билет через мобильное приложение. Система действительно периодически провоцирует конфликты. Одни кондукторы в Гомеле после оплаты просят сканировать QR-код, а другим достаточно показать электронный талон в телефоне. Однако в этом работники не виноваты. Дело в том, что у каждого автобусного парка свои подходы. Так и рождаются противоречия, поскольку город один, а требования разные. Бывает, пассажиры отказываются предъявлять оплату, якобы совершили ее по новой системе и не обязаны ничего доказывать. Хотя само собой они не правы. Кондуктор имеет право контроля. В общем, споры в автобусах – не редкость.

Легко им стать, сложно продержаться

Сейчас в подразделениях «Гомельоблавтотранса» трудятся 35 мужчин-кондукторов, на пять меньше, чем в прошлом году. 25 человек заняты в Гомеле. Это молодые люди среднего и предпенсионного возраста. На выходных периодически подрабатывают студенты. 

В обоих автобусных парках сильный пол в кондукторы массово пошел два года назад. Почему это произошло, единого мнения нет. Одни считают, что в городе трудно найти другую работу. Другие полагают, что появился первопроходец, который подал пример. Факт в том, что здесь можно зарабатывать деньги. Средняя заработная плата в Гомеле у кондукторов-мужчин – 960 рублей. Плюс к соискателям низкие требования. Оба автобусных парка остро нуждаются в кондукторах, рассматривают всех, кто старше 18 лет и готов ответственно трудиться. 

Да и вникнуть в профессию можно быстро. Например, в парке № 1 прежде, чем выйти один на один с пассажиром, новые кондукторы проходят двухдневную стажировку: полную смену продают билеты, проездные, оформляют документы и сдают выручку. Вполне реально адаптироваться всего за один месяц. 

Однако мужчинам сложно надолго задержаться в профессии. В автобусных парках № 1 и 6 пока нет тех, кто работает больше двух лет. Для сравнения: в Гомеле есть женщины, которые трудятся 10, 15 и 25 лет.

Главное – стабильно помогать семье

41-летний Игорь Томашук (первое фото) – кондуктор автобусного парка № 6. Пришел в августе 2018-го. Тогда был единственным мужчиной на предприятии, который продавал билеты, проездные. До него гомельчане временно подрабатывали. Сейчас сильного пола прибавилось. Говорит, даже всех не знает в лицо. 

График у Игоря – два через два. Встает без двадцати четыре утра, когда выходит в первую смену, а вернуться домой может и после двух часов ночи (во вторую). Его и остальных работников подвозит до остановки возле домов служебный автобус. 

До этого Игорь работал на заводе, после был индивидуальным предпринимателем, около года печатал картинки, надписи на кружках, тарелках, майках. 

– Не могу сказать, что дела шли совсем плохо. Проблема в том, что один месяц есть работа, второй – нет. Дочь собиралась идти на платное обучение, поэтому предпочел стабильный доход. В парке могу зарабатывать и тысячу рублей. Редко, но такое бывает, конечно, хотелось бы чаще, – отмечает Игорь Томашук. – В последнее время пассажиры мужчине в автобусе не удивляются, хотя вначале спрашивали: «Вы на практике?». Только мне за сороковник, какая практика. Пьяные или выпившие могут и уколоть словом. Отправляют работать на завод. Обычно не придаю значения. 

Коронавируса не боится. Соблюдает меры защиты – носит маску, перчатки, а в кармане антисептик. Само собой это усложняет и без того непростой труд кондуктора. Но оставлять работу Игорь не намерен, несмотря ни на что. Главное – стабильно помогать семье. 
Общество
речицанефть.jpg
водители.jpg
0 Обсуждение Комментировать