У речичанки Любови Константиновны Бондаренко в трудовой книжке значится только одно предприятие – «Белоруснефть». Свою более чем сорокалетнюю трудовую биографию она посвятила социальной сфере объединения. В 1980 году пришла работать воспитателем детского сада при нефтегазодобывающем управлении «Речицанефть», а недавно получила статус ветерана «Белоруснефти». Но мыслями и ощущениями она еще в должности директора санатория нефтяников «Солнечный берег». И телефон ее с первых минут нашей беседы то и дело напоминает об этом: звонят коллеги – спрашивают совета, уточняют вопросы.
Любовь Константиновна Бондаренко
Родительское зерно
Зерно человеческого характера зарождается и прорастает в семье. В жаркий полдень, глядя на неспешные воды Днепра, мы с собеседницей рассуждаем об этом, но акцент невольно смещается на дату нашей встречи – 22 июня. Война задела черным крылом почти каждый белорусский дом. И большая семья Бондаренко не стала исключением. Три старших брата ее отца ушли на фронт в первые дни войны. Один погиб, защищая Брест, о судьбе остальных, пропавших без вести, до сих пор молчат военные архивы. Отца призвали в конце 44-го, рассказала Любовь Константиновна. Может, потому, что он служил при штабе, а, может, скорый конец войны дал ему шанс уцелеть.
После Победы и семилетней службы в армии Константин Прищеп вернулся в родные Калинковичи, женился. Хотел сына, наследника фамилии. Но родились четыре девочки: Надежда, Вера, Любовь и младшая Галина. «Отец – человек большого сердца. В деревне, куда мы переехали, папа помогал вдовам солдат и офицеров, погибших на войне. Переселял их из полуразвалившихся землянок в добротные дома, добился строительства дороги и водопровода для местных жителей, работал заместителем председателя колхоза, заведующим клубом. Несмотря на занятость, всегда находил время для нас», – говорит собеседница.
Люба обожала школу. Была отличницей, не представляла, что кто-то может опередить ее в школьных знаниях. Любила возиться с детьми, с ней можно было спокойно оставить малышей. Вероятно, это обстоятельство, а также отцовские мудрые советы повлияли на выбор профессии. Поступила в Могилевское педагогическое училище. Первая должность – воспитатель детского сада № 20 в Речице, где проработала пятнадцать лет.
К берегу души
В 1996 году сфера деятельности поменялась: Любовь Бондаренко пришла в «Солнечный берег», который тогда назывался санаторием-профилакторием «Александровка». Работала старшей горничной, кастеляншей, заведующей складом, постепенно изучая многообразные стороны хозяйственной и бытовой деятельности непрерывно разрастающегося оздоровительного комплекса.
Это было время строительства. Главный корпус санатория закрылся на реконструкцию, и время на ремонтные работы отсчитывалось в буквальном смысле по часам. По словам Любови Константиновны, уходили в 12 часов ночи, а отделочники оставались укладывать плитку в фойе. «Утром, придя на работу, мы уже видели зеркальный пол. Удивительное было время единства и готовности трудиться ради общего дела».
Объединение «Белоруснефть» стремительно развивалось, входило в зарубежные проекты, росла численность коллектива нефтяников, к качеству отдыха предъявлялись иные, соответствующие времени, требования. Был построен красавец-бассейн, реконструированы основной корпус и грязелечебница, на месте старых гостевых домиков и вагончиков вырастали комфортабельные коттеджи. «Старались, чтобы и территория соответствовала этому: выращивали рассаду цветов, разбивали клумбы. Никого не надо было упрашивать потрудиться для наведения порядка и красоты. И парк расцветал!» – улыбается Любовь Константиновна.
Отдых начинается с настроения
В течение двух лет она работала заместителем директора по хозяйственной деятельности. Как оказалось, это была своего рода репетиция, подготовка к новой, еще более ответственной ступени.
Предложение стать директором санатория прозвучало от генерального директора «Белоруснефти» Александра Ляхова в 2007 году. Последовавшая вскоре поездка в Германию с целью изучения гостиничного бизнеса многому научила. Увидела, как организуется прием гостей в отелях, взяла на заметку множество бытовых деталей, которые можно было перенять и которые бы принесли несомненную пользу, смогли стать выгодной, отличительной чертой «Солнечного берега». Как заправлена постель, как выложены полотенца и расставлена посуда, как организовано пространство душевой комнаты и санузла – из этих мелочей складывалось настроение, с которого начинался отдых, уверена она.
Начавшаяся большая стройка семиэтажного корпуса должна была решить задачу предоставления отдыхающим одноместных номеров. Любовь Бондаренко с головой ушла в новый проект, в котором ее домовитость, хозяйская забота, предусмотрительность оказались незаменимыми. Туфли зачастую были в побелке, на пустых бетонных этажах она общалась со строителями, подрядчиками, обсуждала планировку, следила за соответствием расположения номеров и лечебных кабинетов, зон отдыха, советовалась со специалистами в выборе плитки, подборе мебели. На стадии создания этого «храма отдыха» нужно было предусмотреть все мелочи, чтобы потом не пришлось переделывать или жалеть об упущенном.
Шумит листвой аллея
В рассказах о годах, которые Любовь Константиновна называет лучшими в своей жизни, совсем мало звучит местоимение «я». «Мы вместе, мы с коллегами, мы решили, мы смогли» – в этих словах бесконечная признательность людям, с которыми пришлось идти по не всегда легкому профессиональному пути: «Без коллектива директор – не директор. И я благодарна судьбе: меня окружали люди редкостных душевных качеств, настоящие профессионалы своего дела. За что бы мы ни брались, все делали сообща, и у нас получалось, потому что верили друг другу».
…Под сенью вековых сосен санаторного парка тянутся ввысь молодые липки. Идея украсить ландшафт липовой аллеей принадлежит Любови Константиновне. Задумано – сделано. Она вспоминает, что при закладке аллеи среди работников санатория не было человека, который не посадил бы маленький саженец липы. Теперь можно сказать, что у всех членов дружного коллектива санатория «Солнечный берег» есть по именному дереву. И среди них шумит ярко-зеленой листвой липа Любови Бондаренко.