В «Гомельскай праўдзе» побывал начальник пассажирского отдела Гомельского отделения Белорусской железной дороги Вячеслав ШЕСТАК. В течение часа мы попытались выяснить, как повлиял ковид на международные перевозки и ожидаются ли новые маршруты по области в ближайшее время.
– Вячеслав Анатольевич, давайте начнем с цифр. Расскажите, сколько поездов работает на территории региона?
– Для обеспечения перевозок пассажиров в региональном сообщении графиком движения поездов предусмотрено 144 поезда в сутки. Некоторые из них курсируют в периоды увеличения пассажиропотока, то есть в выходные и праздничные дни. Заявленные размеры движения обеспечиваются 29 составами дизель-поездов, шестью составами электропоездов и тремя одновагонными дизель-поездами.
В международном и межрегиональном сообщении перевозки пассажиров осуществляются с использованием вагонов локомотивной тяги, которых на сегодняшний момент в распоряжении Гомельского отделения железной
дороги 197.
– Что такое одновагонный дизель-поезд?
– Характеристика говорит сама за себя. Это своего рода рельсовый автобус вместимостью около 90 сидячих мест. Используется на направлениях с низким пассажиропотоком (Василевичи – Хойники, Калинковичи – Словечно), что позволяет снизить затраты на перевозки и повысить их окупаемость.
– Какие направления самые популярные у гомельчан?
– Наиболее востребованное направление – Минск. В столицу и обратно ходят пять пар поездов в будни, это и штадлеры, и поезда на локомотивной тяге. В пятницу и воскресенье у нас есть возможность вводить дополнительные единицы, обычно пользуемся ею в преддверии крупных праздников, в начале и конце каникул, когда пассажиропоток возрастает.
После возобновления железнодорожного сообщения с Россией достаточно популярными стали поезда в Москву и Санкт-Петербург, отправляем составы по девять – одиннадцать вагонов.
Ездят и в Гродно, и в Брест. Правда, помню времена, когда ходили по восемнадцать вагонов, а теперь всего лишь по шесть – восемь. Но этого сейчас достаточно.
– А что по электричкам и дизелям?
– Лидер пригородных поездов – однозначно наша негласная столица дачного хозяйства Терюха. Едут и в этот населенный пункт, немало выходят и на попутных остановках. Достаточно востребовано направление Гомель – Тереховка.
Большая категория пассажиров постоянно пользуется региональными поездами, чтобы доехать к рабочим местам, учебным заведениям и обратно. Здесь можно отметить участки Гомель – Речица, Гомель – Буда-Кошелево и Салтановка – Жлобин.
Отлично показал себя введенный в свое время кольцевой маршрут Гомель – Гомель. Посадка на отдельных остановочных пунктах этого направления составляет в утренние часы до 250 человек.
К слову, во время отмены поездов в Россию студентам из Рогачева не на чем было ездить на учебу. Пришлось ввести дополнительные рейсы дизелей-поездов. Сейчас от подобной практики отказались.
– Есть ли менее востребованные направления?
– В аутсайдерах Калинковичи – Житковичи и Калинковичи – Словечно. Такая ситуация связана с постепенным вымиранием деревень. По этой же причине на некоторых направлениях закрываются попутные остановочные пункты.
– Открываются ли новые?
– Железная дорога – часть транспортной инфраструктуры. Обустраивать новые остановки необходимо с соблюдением всех законодательных требований и норм безопасности. В чистом поле они не появятся никогда. Зачастую открытию дополнительных остановочных пунктов мешают расположенные в предполагаемых местах строительства подземные коммуникации и сооружения дорожной инфраструктуры – мосты, путепроводы.
В основном у нас в регионе устоявшийся поток пассажиров и поездов, так что новые остановочные пункты давно не строились.
– Как много пассажиров перевозите сегодня?
– Пиковые отметки пассажиропотока наблюдались в 2019 году. В прошлом грянул ковид, мы ушли в убыток: часть направлений закрыли, другие стали менее востребованными. Постепенно цифры увеличиваются. И все же это не тот уровень: в сравнении с 2019 годом в 2021-м наблюдаем 85% того пассажиропотока.
– Не могу не спросить про цены на пригородные маршруты: билет до некоторых станций стоит буквально копейки. Как давно вы пересматривали стоимость поездок и можете ли увеличить цены?
– Не можем. Регулированием железнодорожных тарифов занимается Министерство антимонопольного регулирования и торговли. МАРТ не позволяет повышать цены на билеты, несмотря на то что окупаемость пассажирских перевозок на сегодняшний день составляет около 12–14%. Мы ведь предоставляем социально значимую услугу, а перевозки не льготируются бюджетом. Поэтому глобального повышения цен не предвидится.
– Появятся ли новые маршруты?
– Безусловно. Калинковичское направление постепенно электрифицируется. Так что в течение этого года до Калинковичей может быть продлен штадлер, который сейчас обеспечивает перевозку пассажиров из Минска в Светлогорск. Рассматривается возможность увеличения количества прямых поездов в сообщении Гомель – Светлогорск.
– Актуальной темой стал внутренний туризм. Не планируете ввести поезда к интересным для путешественников местам?
– Вряд ли. Внутри области сложно организовать железнодорожные туристические маршруты, поскольку большинство исторических достопримечательностей нашего региона расположено на значительном удалении от железнодорожной инфраструктуры. В масштабах нашей страны проще добраться на автобусе или машине.
– Куда, кроме Беларуси, можно отправиться в отпуск на поезде сегодня?
– Только в Россию – Москву, Санкт-Петербург, Адлер. Могу посоветовать еще одно направление – Калининград. В этот город едет проходящий через Минск поезд из Москвы.
– В России на железнодорожном транспорте предлагают купить билет животным. Планируется что-то подобное у нас?
– Нет, пока не планируется. По региону дачники с собаками и кошками ездят свободно. В поездах межрегиональных и международных есть свои правила: специальная справка от ветеринара или чип, переноска.
– Остались ли почтовые поезда?
– Не осталось. Теперь они не востребованы, да и процесс это не быстрый в отличие от перевозки посылок и писем автотранспортом. Сейчас с этим отлично справляется экспресс-почта.
– В советские годы при переезде из города в город люди перевозили вещи в контейнерах. Есть ли такая услуга сегодня?
– Услуга перевоза крупногабаритных грузов есть. Вещи перемещают в специальном контейнере, сначала поездом, потом на авто. Что называется, от ворот до ворот. Договор на оказание подобной услуги может быть заключен через государственное объединение «Белорусская железная дорога» при необходимости перевозки в международном сообщении или через Гомельское отделение БелЖД при перевозке в пределах республики. В последнее время подобной услугой пользуются все реже.
– Есть и вопрос от читателя. Все чаще появляются обитые тканью сиденья. С точки зрения гигиены этот материал проигрывает кожзаму, который гораздо легче обработать и протереть. Что скажете?
– На весь используемый подвижной состав разработана соответствующая нормативно-техническая документация, где в том числе учтены и санитарные нормы внутренних отделочных материалов. В связи с опасностью распространения коронавирусной инфекции все составы тщательно обрабатывают. И на станции отправления, и на станции оборота. В межрегиональных и международных поездах салоны вагонов дезинфицируют до четырех раз в сутки. Во всех поездах размещены емкости с санитайзером. Стараемся уделить безопасности клиентов максимальное внимание.
– Если у жителей области возникнут вопросы по качеству перевозок, куда обращаться?
– В контакт-центр по телефону 105. График движения, справка, вопросы пересадок, бронирование билетов, отмена поездов, недовольства – по этому номеру ответят на любой вопрос. А еще в контакт-центре раз в квартал организуют День пассажира, специалисты Белорусской железной дороги проводят разъяснения по любым вопросам. Так что следите за анонсами подобных мероприятий на нашем сайте.