Она запомнилась людям своим оптимизмом и веселым нравом, удивительным при всех тех трудностях, что уготовила ей жизнь. Она не могла ходить, но не разуверилась в своем предназначении и просила знакомых возить ее в церковь. Испытывала боль и страдания, но изо всех сил изгоняла из людей уныние. Даже когда ее монастырь закрыли, дом матушки Манефы стал местом для общей молитвы. Она лечила, находила пропавших, каждый уходил от нее с надеждой.
Возвращение в храм
В гомельский Свято-Петро-Павловский кафедральный собор приезжают из разных уголков мира, чтобы поклониться уникальным святыням: мощам святого великомученика и целителя Пантелеимона, святой великомученицы Параскевы, мощам покровителей собора апостолов Петра и Павла. На почетном месте — облаченные в нарядные одежды мощи преподобной Манефы. При жизни в послевоенное время матушка лично посещала этот храм, рассказывает священник собора иерей Иоанн Заяц:
— Скончалась матушка Манефа в 1984 году, похоронили ее на деревенском кладбище в Севруках, на ее родине. А мощи были обретены в 2006‑м. На их поиски экспедиция священников была отправлена после чтения ее дневников, из которых открылось, как много она сделала для людей и какой силой духа обладала.
Иерей Иоанн Заяц
Участники экспедиции свидетельствовали: мощи Манефы были нетленные, от них исходило легкое благоухание. Было решено дать возможность поклоняться им здесь, в кафедральном соборе, куда сама она приходила за молитвой и благословением и куда сегодня идут люди за помощью и советом.
Родилась преподобная Манефа в деревне Севруки, что под Гомелем, в 1918 году. Дочь свою родители, простые крестьяне, назвали Марией. И вроде бы ничем не отличалась она от других детей, но скоро стало ясно, что жизнь девочки не будет обычной и простой. Оказалось, малышка не может ходить, со временем врачи определились с диагнозом: церебральный паралич. В то время он поставил бы крест на жизни большинства людей…
Веселье сквозь боль
Семья не поддавалась отчаянию. Мария научилась работать руками, стирала белье в речке, была отличной рукодельницей, мастерила одежду для родных и соседей. Говорят, обладала удивительным вкусом, подбирая каждому подходящий фасон. А еще привила себе любовь к храму, куда ее носили на руках. О своем будущем раздумывала много, в итоге в 24 года приняла решение вступить в число монахинь Ченковского женского монастыря в честь иконы Божией Матери Тихвинской и получила имя Манефа.
— Она отличалась от всех тем, что была очень веселой, — рассказывает отец Иоанн. — Часто кажется, что монахини мрачные, погружены в себя. Она же подбадривала всех, рассказывала смешные истории. У Манефы не было возможности ходить, она постоянно испытывала боль, но это не подавило ее чувство юмора.
Время для религии было неспокойным, монастырь закрыли. Матушка какое-то время жила у добрых людей, а после вернулась к себе в деревню. Ее дом стал маленьким монастырем, куда люди приходили за молитвой, добрым словом… и помочь монахине с бытом. Для нее даже сделали специальную коляску, чтобы матушка могла добираться до пока еще не закрытого властями собора Петра и Павла, а после этого — в Никольскую церковь, уточняет отец Иоанн:
— Принимала она у себя всех. И начинала прием всегда с обеда. Обед, конечно, громко сказано — бывало, просто сухари с чаем. Послевоенные годы — время голодное. Но, несмотря на это, матушка делилась последним, всегда проявляла гостеприимство.
Чем измерить масштабы чуда?
Посетители поражались прозорливости матушки, которая, казалось, видела человека насквозь, знала его судьбу. Во время войны, когда местные скрывались в лесах и носили матушку на руках, она предсказывала, чей муж вернется с фронта. А вот вдов часто жалела и правды не говорила. Иные утверждали, что исцеляет она болезни — да так, что люди отказывались от уже запланированных операций за ненадобностью. А одна из соседок матушки, долгое время бывшая бесплодной, обратилась к Манефе, которая долго затем молилась, и соседка забеременела.
Были эти чудеса или нет, сказать сложно, но некоторые истории до сих пор передаются из уст в уста. Говорят, как-то на местных полях было нашествие гусениц. Председатель колхоза попросил матушку помолиться за сохранение урожая. Верующие женщины и Манефа, которую несли на руках, тайно ночью обошли с молитвой поля. Вредитель оставил урожай в покое.
— Как-то после выпускного пропала у родителей дочь, — вспоминает отец Иоанн еще одну историю. — Три месяца ее не могли найти, и родители обратились за помощью к Манефе. На следующий день к обезумевшим от горя матери и отцу пришел парень и сам рассказал, как он убил и где закопал девушку.
Люди чувствовали доброту и заботу матушки Манефы. Для всех она находила верные слова поддержки, сама помощи не требовала, но никому в ней не отказывала, всю жизнь посвятив служению ближнему.
— С одной стороны, можно подумать, что великими чудесами она не прославилась, — рассуждает отец Иоанн. — С другой стороны, совершила самое большое чудо — чудо любви и терпения. И сейчас к ее мощам приходят люди со своими скорбями. Кто-то просит исцеления от алкоголизма, кто-то — терпения перенести муки не только физические, но и душевные. Сама Манефа терпела при жизни, а после смерти помогает и нам. Чтобы мы не забывали, что нужно радоваться, как и она, не отчаивались.
Храм преподобной Манефы Гомельской построен в 2010 году и в ее родных Севруках. Церковь совсем небольшая, но сюда в поисках духовной помощи стекаются люди. Матушка до сих пор является примером для многих, считает настоятель храма иерей Виталий Партий:
Настоятель храма отец Виталий
— Святые, они такого склада — ничто не имущие, но всех богатящие. Преподобная не имела здоровья физического, но имела такое здравие души, что всех, кто к ней приходил, утешала, успокаивала. У матушки Манефы современному человеку можно поучиться бодрости, спокойствию и отсутствию всякого уныния, чтобы не терять веру, надежду и любовь.