Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Во дворе средней школы № 6 Мозыря стоит памятник-бюст подпольщице Вере Хоружей, а в микрорайоне Заречный ее именем названа улица

1411 0 08:55 / 18.09.2023
К памяти о смелой девушке, убеждения которой не смогли сломать ни польские застенки, ни фашистская камера смертников, в Мозыре относятся с особым трепетом. Именно здесь с 1906 по 1919 год жила юная Вера.

13ac6a49e6de696d32399bfd4b647598(1).jpg
Памятник Вере Хоружей во дворе СШ № 6 Мозыря

Преданная комсомолу

Родилась будущая подпольщица в Бобруйске, но вскоре ее семья вынуждена была переехать в Мозырь. Рассказывают, что отец Веры, Захар Бонифатьевич, долгое время не мог найти работу: власти Бобруйска считали его пособником революционеров. Служа полицейским, мужчина отказался стрелять в демонстрацию бастующих рабочих, за что и лишился своей должности.

Вера училась в начальной школе, потом в женской гимназии, которая в то время располагалась в каменном двухэтажном здании на единственной мозырской площади Базарной.

– Она одной из первых вступила в комсомольскую организацию. В 1917 году в городе над Припятью устанавливалась советская власть. Это было очень неспокойное для Мозыря время. Не успев окрепнуть, Советская республика вынуждена была бросить все силы в бездну Гражданской войны и вооруженной интервенции враждебно настроенных к новой власти капиталистических государств, – рассказывает научный сотрудник Мозырского объединенного краеведческого музея Ева Бобр.

Немецкие и белопольские оккупанты, а также различные банды, в том числе банда петлюровцев, грабили и разоряли город. Вскоре начали наступление войска панской Польши, которые к середине апреля оккупировали значительную часть западного Полесья, а летом и Мозырский уезд. Вера вместе с комсомольцами несколько раз эвакуировалась в Гомель. В 16 лет девушка уже служила в Красной армии, участвовала в боях с отрядами Станислава Булак-Балаховича – одного из лидеров вооруженного сопротивления советской власти в Беларуси. После Гражданской войны работала в Мозырском, а затем Бобруйском районных комитетах комсомола.

Окончив курсы при партийной школе в Минске, воспитывала беспризорников в детском доме. Сохранилось много воспоминаний коллег Веры, которые описывают ее как верного товарища, доброго и искреннего человека, талант­ливого учителя, прекрасного оратора.

Ева Бобр отмечает, что Мозырщина значительно пострадала от польской оккупации. Интервенты принесли с собой национальный гнет: запретили русский и белорусский языки, издание литературы, закрывались школы. Вернувшиеся владельцы предприятий принимали на работу лиц польской национальности либо тех, кто владел польским языком. Рабочий день продолжался 12–15 часов. Грабеж и насилие, пытки и казни стали повседневным явлением. В акте чрезвычайной комиссии Мозыря содержится информация о том, как в деревне Мелешковичи Мозырского уезда польский пехотный полк совершал жестокий грабеж и издевательства над населением, особенно над женщинами. Семью секретаря Мелешковичского сельсовета закрыли в доме и подожгли. Так в действительности выглядели принесенные на штыках интервентов свобода, демократия, равенство, о которых тогда говорило польское правительство. Жители оккупированных территорий не желали мириться с установившимися «порядками». Народ вступил в борьбу с оккупантами, действовали подпольные партийные комитеты, партизанские отряды.

Испытание тюрьмами

В 1924 году Веру отправили на оккупированные белорусские земли для участия в деятельности местного подполья. Девушку избрали секретарем ЦК комсомола Западной Беларуси и членом ЦК Компартии Западной Беларуси. Вскоре польская полиция арестовала подпольщицу: семь лет она провела в польских застенках. За время заключения своим единомышленникам написала много писем, которые позже вошли в книгу «Письма на волю». Интересно, что книгу высоко оценила Надежда Крупская.

Только осенью 1932 года по межгосударственному соглашению между СССР и Польшей об обмене политзаключенными Вера вернулась в Советский Союз. Примечательно, что за заслуги в борьбе за освобождение Западной Беларуси Вера Хоружая была награждена орденом Красного Знамени.

В 1937 году белорусскую подпольщицу арестовали органы НКВД. Большинство историков считают, что Хоружая пострадала по доносу мужа, Станислава Скульского (Мертенса). Доброе имя настоящей патриотки было восстановлено только в 1960-е годы.

Последняя осень

Великая Отечественная война застала молодую женщину в Пинске. С первых дней борьбы Вера, будучи на шестом месяце беременности, вместе с мужем Сергеем Корниловым сражалась против фашистских оккупантов в составе партизанского отряда Василия Коржа. После смерти супруга ее на какое-то время отправили в Москву. Однако отчаянная коммунистка рвалась в тыл врага. Ее желание сбылось. В оккупированном Витебске Вере удалось создать подпольную группу, участники которой должны были налаживать сеть информаторов из числа горожан для сбора оперативных сведений о противнике. Благодаря добытым данным советская авиация наносила точные удары по складам бое­припасов и горючего, по казармам оккупантов.

Одна из запланированных операций была сорвана, фашисты арестовали Веру. Немецкие оккупанты жестоко пытали ее около трех недель, но никакой информации от хрупкой женщины получить не удалось. В 1942 году белорусскую патриотку казнили. Вере Захаровне Хоружей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Фото из открытых интернет-источников
Общество


20240419_091146.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать