Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Лоевский спасатель достал дорогие часы со дна Днепра

2186 0 12:15 / 19.01.2024
Спасатели-водолазы Михаил и Иван Копичи с Лоевской спасательной станции ОСВОДа передают из поколения в поколение не только семейные реликвии и фотоархивы,  но и профессию. Передо мной спортивные отец и сын, обладающие потрясающим внутренним обаянием, душевной добротой и скромностью. На их счету десятки спасенных человеческих жизней и сотни упрежденных трагедий.


Утопающим протянут руку

Михаил сам не верит, что в профессии уже 15 лет, время пролетело незаметно.

– В спасатели привел трагический случай – утонул сын коллеги. Тогда впервые увидел работу гомельских водолазов маневренно-поисковой группы, впечатлила слаженность и четкость действий. Подумал: хочу, как они, и устроился на спасательную станцию, – вспоминает лоевчанин. – Это был последний шанс в жизни прийти в профессию, ведь водолазом можно стать только до 40 лет, а мне в то время уже исполнилось 39, через полгода мечта так и осталась бы мечтой.

В 2017 году после службы в армии в спасатели по стопам отца пришел и сын Иван.

– Устроился на сезон, а остался навсегда, потому что понравилось, – улыбаясь, говорит он. – Несмотря на сложности, здесь душа успокаивается. Кто-то даже может позавидовать рабочему месту прямо на пляже, загару летом и возможности искупаться в любое время. На самом деле профессия сложная, ответственная и далеко не такая романтичная, как кажется на первый взгляд. Проводим много профилактической работы, объясняем отдыхающим, почему пляж не место для распития спиртного, пропавших рыбаков ищем, погружаемся в воду не только в летнюю жару, но и в зимнюю стужу, чтобы постоянно быть в форме. Полная экипировка водолаза весит примерно 40 килограммов, без физической подготовки такую ношу осилит не каждый. Не ощущает дискомфорта только привыкший к нагрузкам человек. Кроме того, нужно быть готовым к тому, чтобы при спасении хватило сил на двоих.

Поддерживать хорошую физическую форму помогают и областные соревнования по спасательному многоборью, в которых отец и сын участвуют регулярно. Команда Лоевской спасательной станции в 2022-м была лучшей. Много и личных достижений. Лоевские спасатели также не раз доказывали профессионализм на республиканских состязаниях. В том, что сборная области в 2023 году заняла первое место, есть и их заслуга.

Как рыба в воде

Отец и сын не раз приходили на помощь тем, кто, задыхаясь от судорог или захлебываясь от бессилия, в мыслях уже прощался с жизнью. Самым тяжелым в профессии собеседники считают найти утонувшего, достать тело и передать родственникам, но о трагедиях не любят говорить.

– Первый раз спасал человека летом на пляже, – вспоминает Михаил. – Наблюдал, как на берегу отдыхала компания, не обошлось и без спиртного. Спустя время девушка и парень направились к реке и заплыли за буйки. Она против течения шла спокойно, как танк, а он начал захлебываться. Мы, недолго думая, завели катер и помчались на помощь, но девушка небрежно оттолкнула брошенный круг и поплыла дальше, а у парня на поверхности воды уже только пальцы виднелись. Подхватили, оказали помощь, но ситуация ничему не научила, спустя время опять выпил и полез купаться. Таких отдыхающих мы постоянно держим в поле зрения. Губит людей не вода, а в каждом втором случае алкоголь. Часто переоценивают собственные силы. Один лоевчанин до сих пор при встрече благодарит: «Спасибо за жизнь». Наша главная задача – вернуть человека живым в семью, чтобы спокойно людям в глаза смотреть и жить с чистой совестью.

Оперативность в этом деле вопрос ключевой. По словам Ивана, есть всего 3–5 минут, чтобы найти и откачать человека, с каждой последующей секундой шансы тают. Этот сценарий проверен жизнью. Основная зона ответственности лоевских водолазов-спасателей – территория 1200 метров с городским пляжем, но если поступает сигнал о помощи, без колебаний мчатся по вызову. Помогают коллегам из соседних районов, ведь опасная ситуация требует быстрого реагирования.

Под водой они не только людей ищут, но и вещи. Вспоминают, как минчанин потерял в воде дорогие часы. Иван нашел их на дне Днепра, когда ремешок едва виднелся из песка. Владелец удивился, обрадовался и поблагодарил честного водолаза.

В арсенале у них много разных историй, только хвастаться лоевские спасатели не привыкли, просто стараются качественно выполнять свою работу.

Всё в порядке, иду ко дну

Погрузиться под воду на десять метров и глубже для Михаила и Ивана – не предел. У каждого за месяц по 20–25 тренировочных спусков. Такие процедуры норма, но волнуются друг за друга как в первый раз, страхуют, ведь профессия сопряжена с риском и экстремальными условиями, на дежурство всегда заступают в паре. «Я в ответе за его жизнь», – говорит отец о сыне и добавляет, что нужно быть эмоционально сдержанным человеком, спокойствие в первую очередь, ведь на глубине любая паника чревата последствиями.

Михаил уточняет, что веревка, которой обвязывают пояс водолаза, – своего рода телефон, а «веревочное общение», как азбука Морзе, которую спасатели знают идеально. Это единственное средство коммуникации между людьми под водой и на суше. К примеру, если один раз дернул, означает «как себя чувствуешь?». Этот вопрос уточняют не реже раза в две минуты. А еще на веревке есть метки, чтобы знать, как далеко ушел водолаз.

– В реке бывает и течение сильное, которое приносит коряги и различный мусор, и дно илистое, и видимость плохая, – рассказывает о нюансах профессии Иван. – Чтобы стать отличным водолазом, одного желания мало, нужно отменное здоровье, ведь под водой иногда находишься часами, порой в сложных условиях. Поэтому перед дежурством нас всегда осматривает врач. Например, к погружению не допустят при насморке, который мешает продуваться. Если этого не делать, давление может повредить барабанные перепонки. За пару часов до спуска под воду не едят. Еще нужны стальные нервы. Привыкнуть ко всему можно, но не к гибели людей. Со временем учишься принимать трагедию не так близко к сердцу, но каждая – стресс. Не всегда получается абстрагироваться, думаешь о случившемся не один день, анализируешь произошедшее, всё ли сделал от тебя зависящее, всегда сочувствуешь горю. Психологически это очень тяжело.

Сколько спасенных жизней на счету семьи Копичей, сказать сложно, потому что такую статистику не ведут, но призывают всех не пренебрегать элементарными правилами безопасности.








Фото Александра Лопатина
Общество


20240419_091146.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать