Корреспондент «Гомельскай праўды» пообщался с профессором кафедры «Архитектура и строительство» БелГУТа, академиком Белорусской академии архитектуры, лауреатом Государственной премии Республики Беларусь Игорем Малковым.
Игорь Малков: «Для творчества нужно больше свободы»
– Игорь Георгиевич, как вы поняли, что хотите стать архитектором?
– Трудно сказать. Мне 87 лет, и сейчас, к концу жизни, убеждаюсь, что все наши решения предопределены свыше. Почему в свое время сделал такой выбор? Наверное, что-то было во мне такое, по крайней мере, тяга к эстетике точно.
– Расскажите, с чего вы начинали?
– Практически половину жизни отработал в проектных институтах страны. В Гомеле много типовых зданий, в проектировании которых принимал участие, на них, можно сказать, набивал руку. Раскрылся уже в «БелНИИгипросельстрой». Во многом благодаря взаимопониманию с директором института Владимиром Эдуардовичем Соколовским там ощутил полную свободу в творчестве. Это был замечательный человек и талантливый руководитель.
– Первый значимый проект – каким он был?
– В середине 1970-х работал в столичном проектном институте, назначили главным инженером проекта одного из крупнейших животноводческих комплексов в Беларуси. Комплекс состоял из трех зданий, и мне пришла в голову идея нанести на них мозаику. Поделился ею со своим другом-художником, тот поддержал. Нашлись люди, которые помогли с финансированием. И хотя на тот момент я уже считался зрелым проектировщиком, но именно с этого проекта, пожалуй, началось мое становление как архитектора.
Выпускники БелГУТа братья Свидуновичи пошли по стопам отца-архитектора
– Чем вдохновляются архитекторы при создании проектов?
– Какие-то основные принципы, считаю, изначально заложены уже в самом характере человека. Ну конечно, огромную роль во всем этом играют и базовые знания, которые мы получаем на протяжении всей жизни: школа, университет и так далее. Но порой природа подсказывает. Идешь, а идея сама возникает, казалось бы, ниоткуда. Был такой архитектор – Слава Беспалов, мой хороший приятель, к сожалению, уже ушедший из жизни. Интеллектуально развитый человек, он создавал свои проекты, опираясь исключительно на внешнюю среду. Умел видеть в обычных вещах и предметах что-то нестандартное, оригинальное, а затем переносил это на бумагу. В числе его проектов – Ледовый дворец в Гомеле, Республиканский центр радиационной медицины и экологии человека, гостиница «Турист», здание профсоюзов.
– О чем мечтает каждый архитектор?
– Ну, во-первых, не каждый. Это как в музыке – консерваторию оканчивают многие, но далеко не все становятся известными композиторами. Для кого-то аккомпаниатор в детском саду – предел возможностей и желаний. Так и в архитектуре: можно окончить вуз, получить профильное образование, но не стать выдающимся архитектором. Многим это просто не нужно. Во-вторых, мечтать можно о чем угодно, но чтобы создать действительно что-то стоящее, нужны фундаментальные знания и постоянная работа над собой.
Есть замечательный пример – Анатолий Сергеевич Карамышев, который возглавлял «Гомельгражданпроект» с 1963 по 1992 год. Под его руководством институт стал одной из ведущих проектных организаций республики, а Анатолий Сергеевич являлся одним из авторов освоения под жилую застройку пойменных территорий реки Сож, генерального плана Гомеля 1977 года. Человек практически сформировал целый город, оставив после себя яркий след в истории Гомельщины.
– На ваш взгляд, какую роль играет архитектура в формировании культуры человека?
– В понимании многих архитектор – это человек высокой культуры, глубоких знаний в области искусства, которые он использует в профессиональной деятельности. В большинстве своем это так и есть. Только люди, имеющие творческую жилку, осознанно выбирают эту профессию. Элемент формирования нашей культуры – конечно же, окружающая среда, и в частности архитектура зданий и сооружений. Приведу простой пример. К нам на кафедру поступала одна студентка. До того как определиться с выбором вуза, девушка с мамой съездила в Санкт-Петербург. Эта поездка так ее вдохновила, что она решила стать именно архитектором. Захотела сама создавать что-то подобное, восхищающее и будоражащее.
– Всегда ли проект получается таким, каким его планировал автор?
– Далеко не всегда. Но нужно понимать, что на это влияет много факторов. Иногда это происходит из-за ошибок, допущенных в проекте, что-то может не проходить по нормативной базе. Тут мне вспоминается анекдот про архитектора и врача. Каждый из них в своей работе ошибается, но самую серьезную ошибку врача в итоге закапывают в землю, а ошибка архитектора каждый день у него перед глазами.
Макеты проектов как отдельный вид искусства
– Какой вы видите архитектуру будущего?
– Интересный вопрос. Существующая у нас нормативная база очень жесткая. Для творчества нужно больше свободы, только тогда можно что-то создавать.
У нас в стране относительно недавно начали строить многофункциональные комплексы, которые объединяют жилые помещения и другие объекты инфраструктуры. А вот, к примеру, во Франции, архитектор Ле Корбюзье уже в 1950-е спроектировал Марсельскую жилую единицу – грандиозное по своим масштабам и функциональности здание. В нем на 17 этажах размещены двухуровневые квартиры разного типа, на любой вкус и цвет в буквальном смысле слова. Первое, что бросается в глаза, – необычный дом стоит на массивных ножках и напоминает огромную тумбочку. Самое поразительное внутри: здание имеет свою улицу, где расположены магазины, рестораны, кинотеатр. Даже сейчас это выглядит футуристично. Вот где настоящий полет мысли. Кто знает, может, когда-нибудь и у нас появится что-то подобное.
– Ваше самое большое достижение в жизни, чем вы гордитесь?
– Пожалуй, нескромно об этом говорить, но всё же хочу отметить, что лично принимал участие в создании кафедры «Архитектура и строительство», которую возглавлял около 30 лет. В настоящее время я профессор этой кафедры, имею свою нагрузку, продолжаю заниматься любимым делом. Могу смело сказать, что добился всего, чего хотел в работе. Полностью ей отдаюсь, она и есть моя жизнь.
– Что хотели бы пожелать молодым архитекторам, какие советы дадите?
– Прежде всего иметь желание, целеустремленность и полностью отдавать себя работе. Тогда вас найдут и достойная зарплата, и почитание коллег. Вуз – это только ликбез, дающий исключительно основы. Всю остальную жизнь нужно трудиться самостоятельно, постигать все новое через книги, статьи, научные работы. Следует постоянно наполнять себя знаниями, чтобы в будущем из них могло родиться нечто грандиозное.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента. Продолжение следует