Многие воспользовались правом донести до избирателей свою точку зрения и видение развития Беларуси. С экрана телевизора звучали четкие и конкретные предложения, акцентировалось внимание на болевых точках жизни общества. Например, кандидаты говорили о том, что в Новобелицком районе Гомеля необходимо построить школу, в новых микрорайонах города остро не хватает детских садов. Нужно достроить взрослую поликлинику в 17-м микрорайоне областного центра, закончить строительство Восточного обхода, решить другие транспортные проблемы города.
Видели болевые точки и в райцентрах. Например, в Речице не хватает тренажерного комплекса на базе Речицкого районного лицея, в лесу около спорткомплекса “Надежда” должна появиться трехкилометровая лыжероллерная и беговая трасса для круглогодичных занятий спортом.
Были и те, кто предлагал сделать семичасовой рабочий день и 35-часовую рабочую неделю, обеспечить качественную безбарьерную среду для инвалидов, включить в трудовой стаж службу в армии, обучение в вузах и ссузах, декретный отпуск, отпуск по уходу за инвалидами первой группы и детьми-инвалидами.
Однако некоторые выступления вызвали недоумение. Так, один кандидат решила подробно остановиться на статье 328 Уголовного кодекса Беларуси “Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов”. “Народная статья” — так она ее называла. Говорила, дескать, оперативники сами провоцируют молодежь к покупке наркотиков. В тюрьмах сидят только одни “несчастные, ни в чем не повинные” закладчики и потребители, а их “верхушка” и крупные дилеры остаются безнаказанными. Судьи штампуют дела, как под копирку. И если она не пойдет в депутаты, то “наших детей по-прежнему будут сажать в тюрьмы на большие сроки как бесплатную рабочую силу”.
Подытожила предвыборную программу следующими словами: “Дети не должны сидеть в тюрьме, они должны находиться дома рядом со своими родителями”. Хочется спросить, а куда смотрели родители, когда дети “покуривали травку”?
Судя по всему, кандидат в депутаты совсем не интересуется обстановкой в стране. На недавнем совещании по вопросам противодействия распространению наркотиков и профилактики наркомании были приведены следующие цифры: за прошедшие пять лет количество наркопреступлений сократилось в 1,5 раза, а совершенных с участием несовершеннолетних — примерно в 5 раз. Количество смертей от передозировок наркотиками в Беларуси в 14 раз ниже, чем в Литве, и в 72 раза ниже, чем в США. Последний случай гибели подростка от передозировки произошел в 2014 году. Что-то совсем не похоже на то, что правоохранители ничего не делают и сажают в тюрьмы “невиновных”…
С одной стороны, понятно горе матери, чей ребенок сидит в колонии за распространение наркотиков. Но с другой — с чего он взял, что можно безнаказанно быть наркодилером? Что можно свободно делать закладки, поставлять опасные вещества покупателям, разрушать жизнь и здоровье другого ребенка, чтобы другая несчастная женщина сейчас сидела и плакала, глядя на фотографию с черной лентой? Возможно, стоило в свое время лучше заниматься его воспитанием и объяснить, что наркотики — это зло?
Но это не единственный кандидат, который пытался перевернуть все с ног на голову. Еще один сравнивал власть с женщиной, которая долгое время не делает уборку и носит одно и то же платье. Предлагал прекратить финансово помогать убыточным предприятиям и оставить “выпутываться самостоятельно”.
Среди выступающих были и те, чьи предвыборные речи заняли чуть больше двух минут из предложенных пяти. Они обходились общими фразами, утверждая, что точно знают, как лучше. При этом оставляли телезрителей без конкретных предложений по улучшению их жизни. А ряд кандидатов, представителей одной партии, вообще зачитывали один и тот же текст.