Вверх

7 июня православные христиане отмечают Пятидесятницу

11052 0 10:15 / 07.06.2020
В канун Дня Святой Троицы корреспондент «Гомельскай праўды» побывала  в одноименном храме в Жлобине и пообщалась с его настоятелем протоиереем Василием (Пилипенко) о предстоящем торжестве, истории и современной жизни прихода.

Протоиерей Василий Пилипенко: «У Бога столько чудес, что человеку нужно только подсказать, как себя вести, правильно молиться, и Господь всегда услышит»

Позывные праздника

Православная церковь отмечает День Святой Троицы на пятидесятый день после Пасхи. Отсюда его второе название – Пятидесятница. Это один из 12 важнейших праздников в церковном календаре. 

На Троицу вспоминается сошествие на апостолов Святого Духа. По преданию, на пятидесятый день после воскрешения Иисуса Христа они вместе с Божией Матерью и другими учениками находились в Сионской горнице в Иерусалиме. В третьем часу дня вдруг раздался шум, поднялся ветер и на них в виде огненных языков сошел Святой Дух и сделал так, что апостолы стали понимать и говорить на языках всех народов. Иудеи из разных стран, оказавшиеся в это время в Иерусалиме, удивлялись, так как каждый слышал восхваление Бога на своем наречии. После этого ученики разошлись проповедовать христианство среди людей по всему миру. 

Сионская горница стала первым христианским храмом, а Пятидесятницу называют днем рождения Церкви и торжественно отмечают с древнейших времен. 

Праздник в честь Святой Троицы установлен апостолами. Они сами ежегодно отмечали день сошествия Святого Духа и заповедали всем христианам. Историки говорят, что хотя торжество и было широко распространено, официальное установление его произошло в конце IV века, когда в 381 году на втором Вселенском соборе в Константинополе было сформулировано учение о Троице. Вселенский собор утвердил догмат об исхождении Святого Духа от Отца, о равенстве и единосущии всех Лиц Троицы – Отца, Сына и Святого Духа.

Традиции

Цвет Троицы – зеленый. Он символизирует вечную жизнь. В зеленых облачениях служат священники, храмы украшены березовыми ветками, пол густо усыпан травой. В этот день принято украшать и дома свежими цветами, ветками березы, клена или дуба, а также приносить в церковь на освящение букеты из трав и цветов. Раньше в такой букет ставили тройную свечу, которая должна была гореть в течение всей службы. Считается, что освященные растения уберегут членов семьи от болезней и принесут достаток и хороший урожай.

Обычай украшать дом зеленью на Пятидесятницу идет еще от ветхозаветной Церкви. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.

На Троицу желательно сходить в храм, помолиться, постараться быть внимательным к близким, провести свободное время вместе с семьей и друзьями. 

В канун праздника Святой Троицы православные отмечают Троицкую вселенскую родительскую субботу. По традиции, в этот день во время Божественной литургии принято молиться об упокоении душ умерших родственников, друзей, знакомых, а также всех усопших православных христиан. После этого можно поехать на кладбище. Кстати, родительскую субботу перед Троицей принято считать самым древним поминальным днем в христианстве.

Храм у могучего Днепра

Один из двух кафедральных соборов Гомельской епархии, который находится в Жлобине, освящен в честь Святой Живоначальной Троицы. 


Жлобинский храм Святой Живоначальной Троицы освящен осенью 1995 года

Согласно архивным данным, первый жлобинский Свято-Троицкий храм был построен в конце XIX века, после того, как 13 мая 1880-го во время большого пожара сгорела деревянная Крестовоздвиженская церковь. Место выбрали самое высокое – на берегу Днепра. Действовала церковь до 1932 года, когда был арестован ее тогдашний настоятель отец Адам Жданович. Пустующее здание использовали для хранения архивов. А летом 1941-го, когда в городе велись ожесточенные бои, Свято-Троицкий храм был разрушен. Дело в том, что церковь оказалась на линии огня и ее купола служили ориентиром для немецкой артиллерии. Поэтому было принято решение взорвать храм. Только сделать это оказалось не так просто, потому что церковная постройка была очень прочной. Заряд пришлось закладывать несколько раз. Но стены все равно остались практически нетронутыми, рухнули только купола. Однако после войны оставшиеся кирпичи разобрали местные жители.

В начале 90-х годов ХХ века, когда началось возрождение духовной жизни, не остался в стороне и Свято-Троицкий храм. Процесс активизировался с приходом в мае 1992 года нового настоятеля протоиерея Василия Пилипенко. На тот момент у него уже был опыт по возрождению старейшего из уцелевших на Жлобинщине храмов – Свято-Покровской церкви в Стрешине.
Осенью 1992 года под строительство нового белокаменного храма в Жлобине был заложен первый камень. Работы начали почти на том месте, где стояла разрушенная во время войны церковь. Несмотря на финансовые трудности, стройка завершилась в рекордный срок – за три года. Осенью 1995 года храм был освящен с участием митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

– Строились трудно, не хватало денег, не было проекта. Приходилось самим придумывать, что-то подсматривать в других храмах. Стены церкви расписаны руками монахинь: кропотливый процесс занял около двух лет. С Божией помощью все получилось, – вспоминает протоиерей Василий.
Сегодня в храме Святой Живоначальной Троицы хранится икона преподобного Иоанна Кормянского с частицей мощей, икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей, ковчег с мощами святых угодников Божиих. 

Четверо детей, семь внуков

Почему в Жлобин стекаются паломники не только со всей Беларуси, но и разных стран мира? Все они едут к отцу Василию, который служит здесь почти 30 лет. Народная молва гласит, что молитвой он может лечить, наставляет, помогает бесплодным парам, избавляет от бытовых проблем. 

Василий Пилипенко родом из Рогачева. Он рос среди людей, которые очень трепетно относились к Господу. Мама регулярно ходила в церковь. Сестра бабушки была монахиней, другая – игуменьей в Киеве. 

– Вот и сейчас племянница – монахиня, а брат –­ священник в Добруше, – добавил отец Василий. 

Но сам пришел к Богу только после службы в армии, лет в 25–26. Заочно окончил духовную семинарию в Жировичах. 10 июня 1987 года Василия Пилипенко рукоположили во диакона, через год он стал священником. Служил в Рогачеве. Оттуда попросился в Стрешин восстанавливать разрушенный храм. В 1992-м попал в Жлобин и задержался здесь на 28 лет. У отца Василия четверо взрослых детей, семь внуков. 

– Скоро и правнуки будут, – добавил с улыбкой собеседник.

– Отец Василий, вы счастливый человек? 

– Да, счастливый. Дышу, радуюсь. Если болею, с Божией помощью выздоравливаю – значит, еще Господь терпит меня.

– С каким трудностями сегодня сталкиваются священники?

– Никаких трудностей нет, просто надо молиться и при­учать к этому человека. Нужно стараться слышать людей. А так живи, старайся, благодари Бога за все. Наоборот, стало намного легче, потому что у нас есть архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан, который, можно сказать, возложил на себя бремя всей ответственности. Каждый священник знает, что над ним есть руководство, которое подскажет и поддержит.

– Как привлечь современного человека в церковь?

– Привлечь – не совсем подходящее слово. Лучше так: как ему открыть Бога, чтобы он понял, что без Бога никак. Основы всего закладываются в детстве, поэтому, считаю, важен личный пример родителей. Когда ребенок вырастает, важны уже его старания, а то все видят Бога как волшебника, который будет исполнять желания. Но есть закон, данный нам Господом, заповеди, которые мы должны выполнять. Выполняешь – значит, становишься ближе к Богу. 

В первую очередь нужно спрашивать с себя. Когда человек верит в Бога, он знает, что его ничего не коснется, убежден, что Бог не оставит. У Бога столько чудес, что человеку нужно только подсказать, как себя вести, правильно молиться, и Господь всегда услышит его. 


Актуально
Фото автора
водители.jpg
0 Обсуждение Комментировать