Вверх


Вези, вези, социальное такси. Спрос на услугу не уменьшается

2545 0 11:07 / 29.11.2020
Жизнь требует увеличения транспортного парка для уязвимых категорий граждан. Корреспондент "Гомельскай праўды" узнала, насколько востребован в областном центре автобус специального назначения.

IMGL6344.jpg
Сергей Рабков: всегда стараюсь помочь всем по-человечески

Вместо предисловия

Со времен своего детства помню долго обсуждавшееся в одном из северо-западных районов Минской области событие: муж врача районной больницы ездил на такси в баню… в Ригу. Сотни километров преодолевал. «Это сколько же заплатил по счетчику?» – пытались подсчитать чужие траты досужие. Ох, и долго же перемывали ему косточки!

Теперь многие разъезжают на такси и в близко находящиеся «Евроопты», и в булочные, и на работу. Можно выбирать оператора с более-менее приемлемыми расценками. А скоростной век требует оперативности передвижения, да еще эта, будь она неладна… корона… вирус, важность отделяться от толпы людей. 

Но я о другом такси.

В 2010 году в Минске, а в 2012 году в Гомеле появилась услуга «социальное такси». В 2016-м опыт распространили на все регионы страны. Услуга прописана в государственной программе «О социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы», в решениях исполкомов. 

Главный маршрут – на гемодиализ

Социальное такси – дело хорошее, нацеленное на поддержку наименее защищенных граждан. Территориальные центры социального обслуживания населения, финансируемые из местного бюджета, проводят тендеры и закупают эту услугу у автопарков, которые выделяют оборудованные транспортные средства и водителя. Услуга предоставляется бесплатно только ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам первой группы, семьям, воспитывающим детей-инвалидов до 18 лет.

Первоначально предполагалась широкая география поез­док, помимо 5-разовой доставки вышеуказанных граждан в учреждения здравоохранения. Прописано, что по направлению из больницы или поликлиники дети-инвалиды в возрасте до 18 лет подвозятся также в оздоровительные комплексы. Для получающих услугу бесплатно можно ездить в аптеки, нотариальные конторы, ЖЭУ, вокзалы, аэропорты, банки, госорганы, организации связи, музеи, театры, цирки, выставки, непродовольственные магазины, места проведения праздников. Правда, не более двух раз в месяц.

Предусмотрена и доставка студентов-колясочников дневной формы обучения в вузы, но не более двух раз в неделю. 

Не ограничено количество заказов социального такси для студентов-заочников и дистанционно обучающихся в вузах и ссузах, а также доставка в больницы людей, нуждающихся в гемодиализе, а в отделения дневного пребывания территориальных центров социального обслуживания населения – инвалидов, которые проводят там свой досуг по договору. Два раза в год можно проехать на кладбище, где упокоены родные люди. 

У заместителя директора автопарка № 6 г. Гомеля Виталия Атаманчука интересуюсь, насколько востребован здесь автобус специального назначения (так именуется социальное такси).

– Очень хорошая идея реализована благодаря бюджету. Это на самом деле реально действующее в нашем городе и в условиях пандемии социальное такси, – подчеркнул Виталий Геннадьевич.

– У нас задействована машина марки «Газель». Она никогда не простаивает. В свое время в территориальных центрах пошли на то, чтобы обеспечить доставку больных, которым требуется гемодиализ, причем по нескольку раз в неделю. А ведь первоначальная идея подразумевала активное использование специализированного такси для других нужд, которые вами перечислены.

– Есть ли у вас проблемы с ремонтом «Газели»? – спросила у заведующего гаражом этого автопарка Игоря Капитанова. «Все решаемо, серьезных поломок у нас не было. Машина и сегодня на линии», – отметил Игорь Петрович. 

Начальник отдела организации движения Татьяна Сокорева рассказала, что автопарк № 6 уже лет восемь побеждает в тендерах на предоставление услуг территориальным центром социального обслуживания населения Центрального района. «Иногда случается проблема с двигателем, – отметила руководитель отдела. – Однако водитель старается оперативно заказать детали для ремонта, чтобы произвести его в выходной и не причинить неудобств заказчику».

Социальное такси в Гомеле можно заказать по телефонам:
21-48-06 (Центральный и Железнодорожный районы);
50-13-94 (Советский и Новобелицкий районы)

Услуга предоставляется бесплатно только ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам первой группы, семьям, воспитывающим детей-инвалидов до 18 лет

Одна машина на два района

В день нашего общения Галина Потапова, специалист по социальной работе территориального центра социального обслуживания Советского района, приняла 16 заявок. Основной маршрут – на гемодиализ. В конце смены водитель Сергей Рабков поделился: «К 8.30 отвез мальчика-инвалида в центр радиационной медицины и экологии человека. Потом, соответственно заявкам, собрал пять человек в Советском и Новобелицком районах, нуждающихся в гемодиализе, и доставил в химзаводскую больницу. Оттуда в 12.20 забрал трех человек после процедуры, отвез домой. В 15.40 доставил на гемодиализ в то же медучреждение инвалида-колясочника с Речицкого проспекта. В 17.00 забрал пять человек, прошедших процедуру на второй смене, и развез по домам».

Обслуживать другие категории граждан, помимо бесплатников, как поделилась Галина Викторовна, отделение не в состоянии: 

– Работаем на два района, наш основной маршрут в медгородок на гемодиализ. 85% поездок – доставка именно этих больных. Так что весьма затруднительно в полном объеме выполнять заявки инвалидов-колясочников, инвалидов до 18 лет. Инвалиды второй группы тоже высказывают просьбы хотя бы за половину стоимости организовать их доставку в медучреждения. (Участников Великой Отечественной войны уже единицы, месяца два от них заявок не было). На одной, причем довольно старой машине, которая у нас задействована, сделать это нереально. Специально оборудованная подъемником для колясочников машина марки «Люблин» одна, с приличным износом. Было бы здорово изыскать возможности финансирования для организации работы на нашем участке еще одного автобуса специального назначения с подъемником. Пока мы вынуждены выкраивать дни, когда не требуется доставка колясочников, чтобы автопарк мог произвести ремонт или тех­обслуживание. Тогда на маршрут выходит вторая машина типа стационарного такси, без подъемника, но она тоже старая.

За жизнь держись!

В промозглый, пронизывающий до костей ноябрьской зябкостью день не всякий человек выйдет из дома. Но в городе немало тех, кто выдергивает себя из квартирного тепла в любую погоду, зная: жизнь дает им шанс, и надо цепляться за нее любыми усилиями воли.

У областной специализированной клинической больницы мы и застали социальное такси из автопарка № 1. Водитель Сергей Рабков поджидал очередную пациентку после гемодиализа, чтобы помочь подняться в салон. Поддержал под руку обессилевшую (невооруженным глазом видно) пенсионерку, пока она заняла место на социальном расстоянии от других.

– Насколько знаю, в ваши обязанности не входит помощь при посадке и высадке заказчиков, – обращаюсь к Сергею Евгеньевичу. 

– Да, это не прописано, но ведь все мы люди! Как человеку не помочь, если необходимо? 

С такой болью сталкиваюсь ежедневно.

А мне вспомнилась характеристика, данная ему в автопарке: пока имеет только опыт полугодовой работы на столь необычном маршруте, однако на городских автобусах возил пассажиров более 20 лет. Добросовестный, внимательный. Поинтересовалась, как пришел в свою профессию? «Да я с раннего детства мечтал о работе водителем!» – поделился Сергей Евгеньевич. Рассказал, что фактически баранку социального такси унаследовал от старшего коллеги, уходившего на заслуженный отдых. Тот выражал надежду, что автобус специального назначения марки «Люблин» еще послужит в хозяйских руках профессионала. И не ошибся: машина ярко-желтого солнечного цвета, c подъемником для колясок в задней двери, с приспособленными для удобства ступеньками у боковой, досмотрена надлежаще. 

Пассажирки такси на обратном пути искренне благодарили водителя.

Зинаида с улицы Косарева:

– Здорово, что есть такая услуга. Хорошо, что я живу рядом с медгородком и имею возможность прибыть самостоятельно на процедуру к 8 часам утра. Евгеньевич забирает меня в 12.20 и отвозит домой с другими пациентами из этой больницы. Вот бы выделили еще пару таких автобусов на город…

Людмила с улицы 2-й Колхозной:

– Мне сложнее добираться в медгородок по утрам. Хорошо бы, чтобы имелась возможность доставки нас на первую смену на гемодиализ на социальном такси. Ведь я еду сюда из Западного микрорайона. Только на обратном пути меня забирает социальное такси. 

Интересуюсь у водителя, что чаще всего выходит из строя в автобусе специального назначения. 

– Тросик сцепления, потому как нагрузка на него ежедневно большая, – отмечает он. – Снабжение автопарка держит руку на пульсе: стараются заранее обеспечить необходимым. Мы подбираем время для ремонта в те дни, когда на маршрут не записан ни один колясочник. Тогда на смену выезжает микроавтобус без соответствующего оборудования.

Надеемся, что в городе созреет решение о дополнительных автобусах специального назначения.
Актуально
Фото Алексея Герасименко
водители.jpg
0 Обсуждение Комментировать