Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


За что подростки чаще всего получают сроки? На вопросы читателей ответил заместитель председателя областного суда Николай Маратаев

4602 0 10:42 / 14.05.2022
Какие меры наказания применяют к несовершеннолетним, снизит ли институт медиации в уголовном праве нагрузку на судей и кого можно допрашивать посредством видео-конференц-связи. В пресс-центре «Гомельскай праўды» прошла прямая линия с заместителем председателя, председателем коллегии по уголовным делам областного суда Николаем МАРАТАЕВЫМ.

DSC05734.jpg
Николай Маратаев: «Свидетелей, осужденных по другим уголовным делам, суд может опрашивать по видеосвязи, не этапируя из колонии»

Добрый день. Звонит Мария Кузьминична, я инвалид первой группы, мне необходим постоянный уход. А сын отбывает наказание в колонии за неуплату алиментов. Как мне быть?

– Вы обращались в органы опеки и попечительства?

– Да, звонила в администрацию по проспекту Победы. Сказали самим искать платную сиделку, а я не могу такие большие деньги платить.

– Вопрос будет переадресован в местную администрацию. Если по каким-то причинам вам отказывают в социальной поддержке и помощи, там с этой проблемой разберутся.

– А можно ли сына освободить из колонии пораньше?

– Нет, он вернется после истечения срока отбывания наказания. Если ваш сын оспаривает виновность либо меру наказания, здесь установлена определенная процедура. Ему в надзорном порядке необходимо обращаться на имя председателя областного суда, к прокурору области либо в Верховный Суд Республики Беларусь. По-другому быть не может.

Николай Валентинович, вы моя последняя надежда. Я звоню из Гомеля, зовут меня Галина Леонидовна. Мой невиновный муж сидит в тюрьме. Он не дрался, его самого избили и забрали деньги, которые вез с заработков. Осудили 
в России на шесть лет, потом перевели в нашу колонию.

– Когда решается вопрос о переводе осужденного в страну гражданства, обязательно изучаются материалы уголовного дела и приговор адаптируется к белорусскому законодательству.

– А вы можете чем-то помочь? Чтобы его отпустили. Он не виновен.

– У меня нет таких полномочий. Приговор оспаривается только в надзорном порядке. И обращаться должны не вы, а ваш муж или его адвокат. В письменном виде в Верховный Суд Республики Беларусь либо в Генеральную прокуратуру.

Вопросы «Гомельскай праўды»

– В каких случаях обвиняемые либо осужденные по уголовным делам могут быть освобождены от ответственности?

– Оснований множество. В зависимости от складывающихся правовых ситуаций и при соблюдении ряда условий. Например, истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности, издание акта амнистии, примирение лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым по уголовным делам частного обвинения. Или же в случае вступления в силу законодательного акта, устраняющего наказуемость деяния.

– Возможно ли, чтобы суд первой инстанции после разбирательства уголовного дела изменил свое первоначальное решение?

– Уголовно-процессуальный кодекс ничего подобного не допускает. Законность вынесенных решений или постановлений гарантирует многоступенчатая проверка вышестоящими судебными инстанциями. Ее проводят как в ходе апелляционных разбирательств (решения, не вступившие в законную силу), так и в надзорном порядке (решения, вступившие в законную силу).

– Какие меры наказания и с какого возраста могут быть применены в отношении несовершеннолетних?

– В соответствии с частью 1 статьи 27 УК Беларуси уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Однако за определенные запрещенные деяния (всего 21 пункт в перечне) уголовная ответственность начинается с 14 лет. Например, за незаконный оборот с целью сбыта психоактивных веществ, хулиганство, грабеж, насильственные действия сексуального характера, умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, убийство и другие. Несовершеннолетние могут быть наказаны общественными или исправительными работами, штрафом, арестом, ограничением либо лишением свободы.

Стоит знать, что несовершеннолетнему обвиняемому суд может постановить обвинительный приговор и применить принудительные меры воспитательного характера. Например, принести извинения потерпевшему, ограничить свободу досуга, поместить в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение. Но это возможно, если в процессе судебного разбирательства установлено, что обвиняемый не представляет большой опасности для общества или впервые осуждается за менее тяжкое преступление.

– Какие правонарушения наиболее часто совершают подростки в нашем регионе?

– Если говорить о тяжких и особо тяжких преступлениях, то на первом месте незаконный оборот психоактивных веществ. И, несмотря на строгие виды наказания, количество таких правонарушений все равно увеличивается. А в общей массе 70% преступлений, совершаемых подростками, хищения.

– В уголовном праве еще не заработал институт медиации. Планируется, что он снизит нагрузку на судей?

– Все предпосылки уже созданы. Однако еще предстоит определиться, кто будет исполнять роль медиаторов: адвокаты либо бывшие сотрудники правоохранительных органов. Опыт других стран показывает, что медиатор – волонтер, который работает безвозмездно. И, по-моему, это правильно. Ведь принятие мер к примирению – всегда позитив, и плата, особенно немалая, может существенно его снизить. Конечно, мы не говорим о тяжких и особо тяжких преступлениях, где институт медиации не будет применен. И да, ожидается, что снизится нагрузка на судей.

– Сегодня в гомельских судах есть возможность удаленного допроса свидетелей?

– Да, в уголовно-процессуальное законодательство введены изменения. Суды могут допрашивать потерпевших или свидетелей, которые находятся в других городах, используя систему видео-конференц-связи. Они также предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний, расписываются, а потом документы досылаются в суд. Например, судебно-психиатрическая экспертиза проводилась в Минске и нужно опросить экс­перта. Есть два варианта: либо оформить командировку в Гомель, либо прийти в районный суд столицы. Конечно, второй вариант более удобный и менее затратный. Свидетелей, осужденных по другим уголовным делам, мы можем также опрашивать по видеосвязи, не этапируя из колонии. К обвиняемым пока подобная практика не применяется. Возможно, мы и к этому придем, но позже.

Фото Ивана Кузменкова
Актуально
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg


морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg