Проект “Мы не рабы! Судьбы остарбайтеров в фотодокументах, письмах и воспоминаниях” рассказывает о насильственном угоне мирного населения из СССР на принудительные работы.
Выставка, инициированная прокуратурой области, расположилась в областной универсальной библиотеке имени В. И. Ленина. Здесь представлены пропагандистские материалы оккупантов, где утверждается, как хорошо советским гражданам живется в Германии. В свидетельских показаниях рассказывается о том, как жителей Гомеля отправляли на рабский труд. Так, родители просили немца об отсрочке или освобождении детей от поездки, а он “вышвыривал их вон из комнаты; матерей, которые целовали сапоги этого зверя, бил ногами в лицо”. Также на выставке можно увидеть письма угнанных, их истории. Описан и такой факт: девушку, которая трудилась на заводе по девять часов в сутки, кормили раз в день, паек состоял из 150 граммов хлеба и баланды.
Материалы созданы по документальным свидетельствам репатриированных граждан, отправленных для рабского труда в Германию, Австрию, Польшу, Италию, Францию. Информация зафиксирована в немецких трудовых книжках, советских паспортах с немецкими штампами, пропусках для работы на иностранных предприятиях, которые хранятся в Государственном архиве Гомельской области.
– Немецкая пропаганда с помощью листовок хотела заманить советских граждан в Германию, посулив им красивую жизнь. Но партизанские отряды объясняли населению, что за границей они будут рабами, и добровольная вербовка сорвалась, – рассказал прокурор области Виктор Морозов. – После сожжения деревень за связь с партизанами оставшихся в живых людей угоняли в Германию. Их в скотских условиях везли на принудительный труд к бауэрам на сельхозработы, а тех, кто был более профессионально подготовлен, – на немецкие заводы. К сожалению, не все они вернулись домой. Паек у них был как у военнопленных, многие умерли от недоедания, были распространены болезни, в том числе туберкулез, и, конечно, искалечена психика. Когда мы начали опрашивать этих людей, сердце кровью обливалось, в каких скотских условиях они работали. Планировали пригласить их на выставку, но люди не захотели бередить раны.
По словам Виктора Морозова, долгие годы эта тема находилась за семью печатями, поднималась лишь один раз, в начале 1990-х годов. Тогда фонд взаимопонимания и примирения выплачивал марки тем, кто прошел через трудовые лагеря.
– Но эти подачки не компенсируют причиненного ущерба. Фильтрационные дела касаются ситуаций, когда люди возвращались из немецкого плена, проводились проверки на предмет сотрудничества с оккупантами. Только в прошлом году материалы были переданы в Госархив, и сегодня прокуратура их систематизирует. Все это будет учтено в материалах уголовного дела о геноциде белорусского народа. Считаю, есть основания предъявить претензии немецким фирмам, которые использовали рабский труд наших людей, и донести эту информацию до мирового сообщества, – заявил прокурор области.
Вместе с угнанными мирными гражданами и военнопленными Германия использовала почти пять миллионов человек для принудительного труда на благо Третьего рейха, обозначил заместитель директора областного музея военной славы Константин Мищенко. Из Гомельской области было угнано около 19 тысяч человек, из Полесской – более 23 тысяч. И это только взрослые люди, надо понимать, что с ними направлялись и дети, поэтому реальные масштабы намного страшнее.
Директор Государственного архива Гомельской области Андрей Сущевич отметил, что в учреждении находится более 30 тысяч фильтрационных дел. В письмах на Родину люди хотели описать проблемы, с которыми столкнулись. Но немецкая цензура работала очень строго. Есть много зачеркнутых мест, поэтому в основном говорится, что все хорошо. Но документы свидетельствуют об обратном и являются неоспоримым доказательством того, что происходил геноцид белорусского народа.