В большой семье Черниковых воспитывались восемь детей. Заготавливая дрова на зиму, отец заболел воспалением легких и умер. Рано ушли из жизни и две сестры Виктора Ивановича. В военное время брат Николай стал летчиком, Дмитрий – артиллеристом, при матери оставалось четверо малолетних детей.
Оккупанты в Рогачеве на фоне разрушенного города. Сентябрь 1941 года
Через лесной массив проходила прямая и широкая грунтовая дорога, которую в народе называли екатерининским трактом. По ней в основном продвигались вражеские войска вглубь страны. Как-то летом в деревне на легковой машине появились немецкие офицеры, для ночлега выбрали дом Черниковых.
– Автомобиль загнали во двор и надежно заблокировали, с оружием вошли в хату, заняли вторую половину, окна занавесили плащ-палатками, приказали из дома не выходить, – вспоминает Виктор Черников. – Ночью партизаны хотели забросать немцев гранатами, но местные убедили этого не делать, боялись расправы. На следующий день фашисты установили в центре села пулеметы и согнали жителей, допрашивали о связи с партизанами. Ничего не выяснив, отпустили, но все до смерти перепугались, думали, расстреляют или сожгут. Под видом партизан приходили мародеры, среди них житель близлежащей деревни Дедлово, одноклассник брата Дмитрия. Дезертир скрывался в лесах от призыва в армию, заявившись в наш дом, потребовал у матери полушубок и костюм, а получив отказ, выстрелил в закрытую дверь, к счастью, мама не пострадала. Со временем он получил по заслугам, а дверь с пулевым отверстием до сих пор стоит в нашем доме, напоминая о пережитом.
В 1943 году в семью пришла страшная весть – в боях под Лиозно Витебской области погиб Дмитрий, похоронен в братской могиле. Эхо войны еще долго отзывалось болью, а немцы усеяли нашу землю не только людскими телами, но и неразорвавшимися боеприпасами, военным снаряжением. Виктор Иванович рассказывает, как в лесу школьники Коля и Женя собирали металлолом, который принимали в местном магазине, и нашли снаряд. Попытались разобрать, а он взорвался. Один мальчик остался инвалидом, а другого спасло от травмы дерево.
Тяжело жили в послевоенное время. Сельчане выживали благодаря приусадебным участкам. Семье помогал деньгами, продуктами и одеждой Николай, который служил летчиком, жил с семьей во Владивостоке. Он погиб в 1952 году, когда на Корейском полуострове вспыхнула война, похоронен на военном кладбище города Порт-Артур, с 1955-го это китайский город Люйшунь.
Виктор Черников окончил факультет механизации Белорусской сельхозакадемии, 22 года трудился главным инженером в колхозе «Оборона» имени 50-летия СССР Добрушского района. Был свой дом, скромная и любящая жена Александра Афанасьевна, трое детей и работа в радость. В устоявшийся ритм жизни внесла коррективы чернобыльская катастрофа. После тяжелой операции врачи порекомендовали жене поменять место жительства. В 1990 году семья переехала в Гродненский район. Виктор Иванович устроился инженером в лучшее хозяйство республики – колхоз «Октябрь». Через десять лет ушел на заслуженный отдых, но длительное время принимал активное участие в жизни сельхозпредприятия.
– Мне повезло работать в коллективе под руководством Виталия Ильича Кремко, человека слова и дела, обладавшего харизмой, руководителем от Бога. При нем с каждым годом крепла экономика хозяйства. Сейчас производственным кооперативом имени В. И. Кремко с 2009 года успешно руководит его сын Сергей, – рассказывает Виктор Черников.
Семья живет в агрогородке Квасовка, в минувшем году не стало жены Виктора Ивановича. Горечь от потери не покидает, но род Черниковых продолжают внуки и правнуки. Жизнь идет по своим правилам.