Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Члены поискового отряда «Рубеж» из Калинковичского района обнаружили место падения самолета Як-9Т

1471 0 12:35 / 05.12.2023
По найденным частям истребителя удалось установить, что на нем воевал советский летчик Николай Овчинников. Молодой парень героически погиб возле деревни Бобровичи, вступив в неравный бой с немецкими фокке-вульфами. 

Валерий Гвоздь много делает для сохранения памяти о защитниках нашей земли

Историю о советском летчике Сергей Дроник впервые услышал от своего отца еще в раннем детстве. Тот своими глазами видел, как 16 января 1944 года немецкий истребитель неожиданно вылетел из-за облаков, раздался сильный треск, и на землю, ближе к лесу, упал наш самолет. Парашюта не было видно, а значит, летчик погиб. Свидетелю трагедии тогда едва исполнилось девять лет, за много десятилетий память стерла подробности. Однако слова отца подтверждали и другие старожилы.

История защитника калинковичской земли не давала покоя Сергею. Кто же этот летчик? По какой причине он не смог избежать вражеской атаки? Остались ли у него родственники? Расследование поисковиков было непростым, однако их усилиями удалось расставить практически все точки над «і» в героической истории.

Николай Овчинников погиб в неравном бою

Нестыковки укрепили решительность

Сергей поделился информацией с другом-единомышленником Валерием Гвоздем, и вместе они приступили к поверхностным работам. Сразу после войны дефицитные куски обшивки растащили по своим дворам местные жители – такое было время, поэтому точное место падения машины найти оказалось не так просто. Пришлось проанализировать немало информации, пообщаться с детьми войны, живущими в соседних деревнях. Поисковики перебирали каждую горсть земли руками, снимая слой за слоем, чтобы ничего не пропустить. Когда, наконец, стали попадаться фрагменты истребителя, возникло еще больше вопросов. 

– Отец вспоминал, что по всему полю были разбросаны куски фанеры. Это меня ввело в заблуждение, так как я путал марку самолета, представляя его более легким. И вот нашлась деталь с клеймом завода-производителя. Российские поисковики подтвердили, что речь идет о новосибирском авиационном заводе № 153, где тогда производили самолеты Як-9Т. Эта модификация успешно применялась летчиками в борьбе против танков вермахта – достаточно редкая машина, – рассказывает Сергей Дроник. 

Из России пришла информация о том, что в Калинковичском районе была потеря Як-9Т, которым управлял лейтенант Николай Овчинников. Но самолет под этим номером якобы проходил ремонтные работы в мае 1944 года, а по данным поисковиков, истребитель разбился в январе того же года. 

Очередную нестыковку представители отряда «Рубеж», созданного на базе областной организации ОСВОД, переживали очень тяжело. Через какое-то время неравнодушные поисковики снова обратились в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. В ответе сообщалось: летчик Николай Григорьевич Овчинников действительно не вернулся с боевого задания, с 16 января 1944 года числился пропавшим без вести. Его 248-й истребительный авиационный полк имел на вооружении такие самолеты. На этот раз всё совпало. 

Воздушный бой

Благодаря записям в журнале боевых вылетов удалось выяснить, что Овчинников летал в паре с летчиком Зеликовым. 
16 января 1944 года они на двух самолетах вылетели на прикрытие наших войск. На высоте 3,5 тысячи метров Зеликов заметил левее от себя 4 немецких истребителя, справа – еще 4. Два советских самолета против 8 вражеских! Зеликов атаковал немецкий фокке-вульф, который упал в районе деревни Корени. К слову, несколько лет назад поисковики отряда «Рубеж» нашли сбитый немецкий самолет. Есть основания предполагать, что это был именно тот истребитель. 
Неравный бой продолжался. Фашистские самолеты атаковали Зеликова. Его машина получила повреждения от кабины до хвоста. Летчик ушел на вынужденную посадку. В воздухе остался один Николай… 

Саратов – Бобровичи: общая память

Валерий Гвоздь, отложив все свои дела, сел за компьютер и нашел личную карточку Овчинникова. Информации становится больше. Родился летчик в 1914 году в городе Пугачеве Саратовской области. Его родители, супруги Липатовы, погибли еще в 1929-м. Мальчика усыновила семья Овчинниковых. С большой долей вероятности приемный отец был сотрудником НКВД, так как свою службу Николай начинал в органах государственной безопасности. Из местного музея в Калинковичи прислали фотографию молодого лейтенанта: красивый чернявый парень в аккуратной форме. В личной карточке нет сведений ни о жене, ни о детях, а для связи с родственниками указан только адрес приемной матери.

Благодаря стараниям Сергея Дроника в Бобровичской средней школе обустроен музей военной славы. Теперь здесь есть и уголок Николая Овчинникова: его портрет, найденные на месте крушения фрагменты самолета, копии документов.
 
– 16 января 2024 года исполнится ровно 80 лет со дня гибели летчика-истребителя. Защитник нашей земли героически погиб в неравной схватке с безжалостным врагом. На месте трагедии установим памятный знак. Надеемся, что нам удастся отыскать родственников героя, – подытоживает Валерий Гвоздь. 


На пригорок, где еще можно найти мелкие детали советского истребителя, он кладет несколько живых гвоздик – символ памяти, благодарности и уважения. На серой земле ноябрьского леса они выглядели ярко-алыми каплями крови…

Сергей Дроник передал фрагменты самолета в музей Бобровичской СШ


Фото автора
Актуально
АктивАвто.jpg

Отор.jpg
морозовичи-агро9.jpg
0 Обсуждение Комментировать
АктивАвто.jpg