Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Подвигу разминеров посвящается

656 0 16:41 / 03.04.2024
По воспоминаниям моего отца, который во время Великой Отечественной войны был подростком, весной 1944 года, когда сошел снег вдоль дороги Речица – Хойники, в кюветах лежало много оружия и боеприпасов. Это результат кровопролитных боев по освобождению Речицкого района в ноябре 1943-го.

stal_m42.jpg
Точное количество погибших и получивших увечья разминеров не известно до сих пор. Материалы об их работе начали рассекречивать не так давно

Дети подбирали оружие и играли в войнушку. Взрослые, когда увидели это, всыпали своим чадам. Как ребята не поубивали друг друга, как не подорвались на минах – одному богу известно! Проблема действительно была острой. Отступавшие фашисты не только оставили на местах боев оружие и технику, но и повсеместно заминировали здания, дороги. Когда фронт в январе 1944 года остановился за Мозырем, противник создал целые минные заграждения вдоль его линии.

Всем известен подвиг военных саперов, которые после освобождения Гомеля обезвредили в уцелевших зданиях и сооружениях мины большой мощности с часовыми механизмами.

Вперед, осоавиахим!

Да, основные пути и дороги разминировали фронтовые саперы, а все остальные объекты на освобожденных территориях кто должен был разминировать?

В этой ситуации Государственный комитет обороны 19 февраля 1944 года, а затем и Совет народных комиссаров БССР 3 марта постановили, что работы по окончательному разминированию и очистке от отечественного и трофейного вооружения, боеприпасов и оказание помощи Красной армии возлагаются на Общество содействия обороне и авиационному и химическому строительству (ныне – ДОСААФ). Накануне войны эта общественная организация хорошо себя зарекомендовала в подготовке специалистов для армии и флота.

Для выполнения задания партии и правительства в марте – апреле в Гомельской области подготовлены 59 инструкторов по разминированию и 699 бойцов, объединенных в семь районных команд. В них зачислялись на добровольных началах рабочие, служащие и колхозники, а также подростки не моложе 15 лет.

Подготовка проводилась военными специалистами в течение 30 дней для инструкторов и 20 дней для личного состава команд с отрывом от основной работы. Учеба сводилась к овладению навыками обнаружения и обезвреживания взрывоопасных предметов. Все обнаруженное необходимо было свозить на военные склады или пункты сбора военкоматов. Местные органы выделили автогужевой транспорт и инструменты: щупы, кошки с веревками. Кроме того, всех трактористов, которые выходили на весенний сев, также обучили обращению со взрывоопасными предметами.

О результатах этой работы через полгода читаем в протоколе заседания Гомельского горкома партии от 28 октября 1944-го за подписью секретаря Емельяна Барыкина: «…выполняя постановление СНК БССР и ЦК КП(б)Б от 9 марта 1944 года, организации города подготовили без отрыва от производства 90 инструкторов бойцов-минеров и разминеров, силами которых с декабря 1943-го по октябрь 1944 года проверено и разминировано 68 км2, обезврежено и снято с полей и объектов 266 противотанковых и противопехотных мин. Собрано 783 артснаряда и авиабомб.

Однако эту работу… организации Осоавиахима последнее время ослабили, в результате этого на берегу р. Сож в районе мелькомбината несколько месяцев лежали артснаряды, в сентябре месяце с. г. в школе № 10 в котлах парового отопления обнаружены две 400-граммовые шашки тола. В школе № 11 при входе в бомбоубежище произошел взрыв…»

Было решено «работу по разминированию и сбору трофейного и отечественного вооружения по городу считать первоочередной и закончить ее к 20 ноября 1944 года».

Отряды по разминированию были слабо подготовлены, их труд и оплата за него плохо организованы. Часто отсутствовало питание. Не хватало транспорта, в команде в лучшем случае был один миноискатель. Да и о потерях среди населения горком партии умолчал.

Но патриотизм бойцов, их стремление обезопасить заводские помещения и колхозные поля были очень высокими. Например, в первом полугодии 1944-го инструктор-минер Речицкого райсовета Осоавиахима Алексей Носов подготовил 34 минера и лично обезвредил 913 мин разных систем, 1474 артиллерийских снаряда.

Единственное, с чем осоавиахимовцы не могли справиться, – танки и тяжелая артиллерия, которые оставались на местах боев. Работа разминеров была тяжелая и опасная, ведь каждая мина имела свой секрет. Противотанковые весили по восемь килограммов, что для подростков было тяжелой ношей.

К сожалению, не обходилось и без трагических происшествий. 4 августа 1944 года опытный инструктор Алексей Носов проводил занятие с группами саперов в Рогачевском районе. При демонстрации разбора боевой мины произошел взрыв, в результате которого погибли 15 человек, в том числе и сам инструктор.

Копаткевичский герой

Второй этап разминирования пришелся на конец 1944-го и 1945 год, когда Гомельская и Полесская области были полностью освобождены от оккупантов.

В архивах меня поразил один документ. Это письмо секретарю Копаткевичского РККП(б)Б Полесской области от командира войсковой части 01296 подполковника Ненадиевича: «Командир одного из подразделений вверенной мне части лейтенант Фокин В. С. доложил, что одиннадцатилетний Беляцкий Петр Андреевич, проживающий в д. 1-я Слободка Вашего района, оказал ему большую помощь в районе по сплошному разминированию. Беляцкий Петр летом прошлого года снял с колхозных полей 5000 мин. Работал по собственной инициативе и по просьбе сельских властей. На разминировании он потерял ногу, а вместе с этим способность к труду. Его материальное положение в настоящее время крайне плохое. Отец Беляцкого погиб при немецкой оккупации за помощь партизанам. Мать никак не может восстановить разрушенное немцами хозяйство…

Прошу Вас обратить внимание на материальное положение Беляцкого, оказав ему соответствующую помощь. Приложение: рапорт лейтенанта Фокина».

Лейтенант Фокин в своем рапорте сообщал также, что подросток потерял правую ногу выше колена, по просьбе колхозов выезжал на поля и указывал опасные и безопасные места для сельскохозяйственных работ. Откуда он знал об этом? Как утверждают местные жители, когда немцы перед отступлением минировали дороги и поля, Петя Беляцкий запоминал места, где устанавливали мины, и с приходом Красной армии помогал в разминировании нашим бойцам.

Видимо, ходатайство в партийные органы помогло семье Беляцких в трудные послевоенные годы. Допрошенные по уголовному делу о геноциде белорусского народа уроженцы деревни 1-я Слободка Петр Бездорогов, Ольга Рагозик, Николай Беляцкий указывают, что наш герой после войны получил квартиру в Минске, работал портным, был женат. Имел сына и дочь. Приезжал в деревню к брату Василию Беляцкому. Но о том, при каких обстоятельствах потерял ногу, он не любил рассказывать. И еще. Военные, видя худенького и небольшого роста паренька, на глаз определили его возраст как 11 лет, хотя к тому времени ему было 16.

Работали не за награды

А как государство оценило подвиг разминеров? Лучшие из них получили… значки «Отличный сапер». И только в 1946 году Осоавиахим внес предложение в правительство о награждении наиболее отличившихся. Многие представлены к медали «За боевые заслуги». А Алексей Носов – к ордену Красной Звезды посмертно.

Точное количество погибших и получивших увечья разминеров не известно до сих пор. Материалы об их работе начали рассекречивать не так давно.

Вернемся к рапорту лейтенанта Фокина: «По заявлению колхозников при нахождении в оккупации Беляцкий П. А. был активным помощником партизанам, за что был пойман немцами с намерением повесить. Но избивая неоднократно его и мать, признания своих действий от него не добились. И только поэтому он остался в живых». И далее просьба «за исключительную, связанную с большим риском работу по разминированию колхозных полей, ходатайствовать о награждении его правительством. Выдать ему документ об инвалидности, полученной в Отечественной войне». Заслуги юного связного партизанского отряда и разминера были оценены спустя 40 лет: 6 апреля 1985 года он был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Тех, кто занимался разминированием в послевоенный период, приравняли в правах к ветеранам войны только в 1992-м, когда Верховный Совет нашей страны принял соответствующий закон. Таким образом, справедливость восторжествовала.

Эхо войны преследует нас. Читаем в сводках: 2 марта 2024 года в агрогородке Перетрутовский Воротын Калинковичского района саперы войсковой части 5525 обезвредили две противотанковые мины; 12 марта в деревне Задубье Кормянского района под крыльцом дома жильцы обнаружили минометный снаряд. На место была вызвана группа разминирования.

Мы никогда не сможем забыть следы, оставленные на нашей земле фашистскими оккупантами, как и не забудем тех, кто рисковал своей жизнью ради нашей безопасности. 

P.S. В рамках акции «100 дней до освобождения Беларуси» прокуратура области выступила с предложением увековечить подвиг Пети Беляцкого в музее Копаткевичской средней школы Петриковского района и разместить на здании ДОСААФ мемориальную доску в честь подвига разминеров. Надеюсь, что на публикацию откликнутся родственники Петра Беляцкого.
Фото из открытых интернет-источников
Актуально
3_НПЗ.jpg

морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
3_НПЗ.jpg