Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Узник нацизма Раиса Положевец рассказала о своей судьбе

2994 0 22:37 / 24.11.2018

В классе немного шумно: перерыв, дети готовятся к встрече гостьи, надувают воздушные шары. Торжественный вечер начинает учитель Светлана Попова, читает собственное стихо­творение, ребята поют песни о мире в честь 75-летия освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков. Никто не расскажет о войне так, как дитя войны. Гостья начинает свое повествование, становится очень тихо, ученики внимательно слушают.

Раиса Леонтьевна Положевец родом из деревни Листвин Хойникского района. Когда началась Великая Отечественная, ей было шесть лет. Но она помнит ужасы войны: «Когда фашисты заняли нашу территорию, стали убивать, вешать, жечь... Сначала увозили в Германию молодежь и одиноких женщин, а затем и семьи...

В конце сентября нас (мать и братьев — шестилетнего Леонида и трехлетнего Аркадия — прим. автора) выгнали из дома. Младший брат сидел у мамы на руках, а мы со старшим держались за мамину широкую юбку. Солдаты долго гнали нас до какой-то станции, затем погрузили в товарные вагоны, было очень холодно, свистел ветер, и дуло из всех щелей... Мы, дети, зарывались в солому, которая лежала на полу в вагоне, прижимались к матери, чтобы как-то согреться. Нас долго везли, пересаживали на станциях...»

Память постоянно возвращает в то страшное время: «Темно-серое здание, обнесенное рядами колючей проволоки, вокруг конвоиры с огромными собаками. Там содержались и взрослые, и дети. Взрослых утром уводили на работы, а вечером приводили. Какая была радость, когда мама возвращалась, можно было прижаться к ней. Она все время повторяла: „Терпите, детки, молитесь Богу“. Научила нас молиться... Мы очень боялись охранников, разговаривали только шепотом. Много детей умирало, от холода, голода. Их выносили за ограду и сжигали. Кормили нас какой-то похлебкой, твердым, как резина, хлебом...»

Раиса Леонтьевна рассказывает об освобождении: ворота барака открылись, им сказали, что они свободны, война закончилась. Помнит минуты всеобщего счастья и радости, когда все обнимались, целовались и плакали.

«Освободили нас английские войска, — продолжает узница. — Потом перевезли в город Барт. Помыли, постригли наголо, накормили. Ехали домой в товарных вагонах. Сердце переполняло счастье. Однако жилище наше было разрушено. Вырыли землянку и до холодов были там, а затем перебрались к соседям».

Школа, в которой училась Раиса Леонтьевна, — обычная деревенская изба, за длинным сколоченным столом сидели ученики разного возраста. Вместо ранца сумка, которую пошила мама из сотканной ею же ткани. Школа, которую построили до войны, захватчики сожгли. Навсегда запомнила ученица Раиса своего первого учителя — Пантелея Макаровича Рудаковского, строгого, внимательного и по-отцовски заботливого. В голодное послевоенное время он приносил в класс большую буханку хлеба и делил ее поровну между всеми детьми. Какая это была радость! В пятый класс Раиса пошла уже в построенную новую школу, которую окончила с отличием.

Всю жизнь Раиса Положевец проработала педагогом. Брат Леонид — хирургом, Аркадий — врачом скорой помощи, их уже нет на этом свете, как и мужа, рано ушла и мама.

Дочь Раисы Леонтьевны пошла по ее стопам: преподает в ГГУ имени Ф. Скорины. Внучка — будущий врач, а пра­внуку Дэнику уже три годика.

Несмотря на проблемы со здо­ровьем, Раиса Леонтьевна держится молодцом. «Может, и жива я для того, чтобы рассказать детям о войне.

Они не знали ужасов, пусть никогда их не узнают».





Фото Олега Белоусова
Общество


bbjff8hml2c01i7ceprql7cojdn6uh18.png

гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg

0 Обсуждение Комментировать