Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Одна страница из книги маршала Жукова

2857 0 23:14 / 24.01.2008
Висло-Одерская наступательная операция Советской Армии проведена 12 января — 3 февраля 1945 года. Эту операцию на заключительном этапе Великой Отечественной войны предполагалось начать не ранее 20 января, но срок пришлось изменить: 16 декабря 1944 года немецко-фашистское командование нанесло мощный удар по американо-английским соединениям в Арденнах, за несколько дней протаранив их оборону. Для союзников СССР создалась тяжелая обстановка. Президент США Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль обратились к главе Советского правительства И. В. Сталину с просьбой о срочной помощи.
В ходе стремительного наступления войск 1-го Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза Г. К. Жукова передовой отряд 1006-го стрелкового полка 5-й ударной армии генерала Н. Э. Берзарина в конце января 1945 года вышел к реке Одер. На его западном берегу у города Кинитц был захвачен очень важный плацдарм. Началась битва за Берлин.
В главе «От Вислы до Одера» своей книги «Воспоминания и размышления» Жуков писал: “Появление советских войск в 70 километрах от Берлина было ошеломляющей неожиданностью для немцев. В момент, когда отряд ворвался в город Кинитц, на его улицах спокойно разгуливали немецкие солдаты, в ресторане было полно офицеров. Поезда по линии Кинитц — Берлин курсировали по графику, нормально действовала связь».
При захвате и обороне плацдарма у Кинитца старший сержант Н. П. Бельский совершил подвиг, описанию которого в книге Жукова посвящена почти полная страница. Столь большого внимания в этой книге не удостоился ни один солдат или офицер.
Кто же такой Бельский? Биографические сведения о нем в книге Жукова, естественно, не приводятся. Белорусские корни Бельского неожиданно обнаружил журналист М. Кадет, когда работал в Центральном архиве Министерства обороны СССР в Подольске над материалами о боевом пути 266-й стрелковой дивизии, в которую входил 1006-й полк.
Николай Петрович (по другим сведениям Прокопович) Бельский родился в 1923 году в деревне Алексичи Хойникского района Гомельской области. Из родной деревни уехал в Одессу и поступил там в техникум, перед войной окончил три курса. В 18 лет ушел в армию. На фронте — с октября 1941 года. Участвовал в высадке Керченского десанта, в обороне Севастополя, в битве под Сталинградом, в боях на Днепровском плацдарме.
В январе 1945 года 1006-й полк, во втором батальоне которого воевал Бельский, накануне прорыва к Одеру преодолел за 12 суток 510 километров. Рейд был очень трудным, полк потерял немало солдат, офицеров, боевой техники.
На рассвете 31 января воины 2-го батальона, вооруженные автоматами и ручными пулеметами, перешли Одер по льду и появились на окраине Кинитца. Удалось переправить и противотанковые 45-миллиметровые орудия, неокрепший лед едва выдержал их тяжесть.
Немецкие солдаты-ополченцы, так называемые фольксштурмовцы, засевшие в казарме недалеко от железнодорожной станции Кинитц, сдались без боя. А вскоре на станцию прибыл состав из Берлина: платформы с установленными на них зенитными орудиями и пассажирские вагоны, в которых разместились 76 офицеров и юнкеров зенитного артиллерийского училища. Все они после предупредительных очередей наших автоматчиков и пулеметчиков были взяты в плен.
На захваченном плацдарме организовали прочную оборону. Бойцы и командиры понимали, что гитлеровцы приложат все усилия, чтобы отбросить отряд обратно за Одер. Для укрепления боевых участков саперы использовали все оставшиеся противотанковые и противопехотные мины. Дотемна были отрыты окопы, траншеи, ходы сообщения.
Утром 2 февраля противник нанес мощный артиллерийско-минометный удар по боевым порядкам отряда, а вскоре появилась вражеская авиация. Земля на плацдарме содрогалась от взрывов бомб, снарядов и мин. Затем гитлеровская пехота при поддержке танков и самоходных орудий «фердинанд» с трех сторон атаковала передовой отряд.
О дальнейших событиях на плацдарме в Кинитце и беспримерном подвиге Н. Бельского можно прочесть в книге Г. К. Жукова, его подробный рассказ приводится здесь с некоторыми сокращениями.
“В батарее осталось только одно противотанковое орудие. Его расчет под командованием старшего сержанта Н. Бельского вступил в единоборство с 8 танками противника. Весь боезапас орудия составляли тринадцать снарядов. Николай Бельский еще раз пересчитал их:
— Да, всего тринадцать, а танков восемь. Будем бить в упор, наверняка, — сказал он товарищам, — умрем, но не пропустим врага.
Н. Бельский и его боевые друзья Каргин и Кчерюсов были опытными бойцами. От их стойкости и мастерства зависел исход боя. Они заранее закатили пушку в сарай и, проломив отверстие в стене, установили ее на прямую наводку. Здесь была защита от огня и в то же время можно было бить в борт танков.
Уже слышен лязг гусениц, отчетливо виден фашистский крест. Стараясь быть спокойным, Н. Бельский прицелился, подпустил танк поближе. Выстрел. Снаряд угодил в бак с горючим. Над танком вспыхнуло рыжее пламя. Следующий снаряд тоже метко попал в цель — второй танк беспомощно завертелся с перебитой гусеницей. Через минуту пламя окутало третий танк. Это была мастерская работа!
Пять фашистских танков уже дымились перед нашими окопами. Три остальные повернули назад».
За подвиг под Кинитцем Николай Бельский был представлен к званию Героя Советского Союза. Наградной лист подписали командир полка и командир дивизии, но командир корпуса, куда входила 266-я дивизия, и командующий артиллерией 5-й ударной армии наложили резолюцию «Достоин Ордена Красного Знамени». Может быть, в спешке наградной лист на Н. Бельского прочли невнимательно?
После окончания войны Н. Бельский прослужил в армии еще два года. Вернувшись в Алексичи, долго не задержался и уехал в Южно-Сахалинск. Сегодня никого из близких родственников Николая в Алексичах уже не осталось. Если кому-то известна дальнейшая судьба Н. Бельского, просим написать в редакцию «Гомельскай праўды».
Книга «Воспоминания и размышления» Г. К. Жукова выдержала 12 изданий в Москве и вышла на разных языках в 30 странах. Миллионы людей узнали из нее о подвиге старшего сержанта
Н. Бельского. И если прославленный маршал так высоко о нем отозвался (известно, как он был строг в оценках) — значит, наш земляк того заслуживает. Но только немногие могли знать, что в своей книге маршал рассказал о простом белорусском парне из маленькой деревни в Гомельском Полесье, редко обозначаемой на картах.
Александр ЛИЗАРЕВ 
Общество


20240419_091146.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать