Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх


Константин Телегин один из освободителей Беларуси

44 0 08:55 / 05.10.2024
В этом году выдающемуся советскому военачальнику Константину Федоровичу Телегину исполнилось бы 125 лет. Судьба уготовила сибиряку немало испытаний с самого детства. Довелось батрачить, трудиться чернорабочим на складе Омской городской управы. В этом же сибирском городе в 1917 году вступил в роту красногвардейцев, в Гражданскую сражался в 459-м стрелковом полку. Выпускник Военно-политической академии, имеющий опыт военно-политической работы в войсках и центральном аппарате НКВД, прошедший бои на озере Хасан и советско-финляндскую войну, вступил в Великую Отечественную бригадным комиссаром.

Телегин2.jpg
Константин Телегин принимал непосредственное участие в подписании советской стороной капитуляции Германии

Фронтовые дороги

В июле 1941-го Телегин уже член Военного совета Московского военного округа, а с декабря – Московской зоны обороны. Он был другом и соратником маршала Жукова, членом военсоветов Донского, Центрального, Белорусского, 1-го Белорусского фронтов. Принимал участие в подготовке и осуществлении крупных стратегических операций под Москвой, Сталинградом, Курском, при форсировании Днепра. При его участии разработан ряд операций по освобождению Беларуси.

Константин Федорович принял активное участие в подготовке Гомельско-Речицкой операции. Продвижение наших войск осенью 1943 года шло трудно, вспоминал полководец, враг делал все от него зависящее, чтобы воспрепятствовать успешному развитию нашего наступления. И все же красноармейцам удалось выйти в глубокий тыл группы неприятельских войск, оборонявшей Гомель. 18 ноября 1943 года была освобождена Речица, 26 ноября – наш областной центр.

В книге мемуаров «Войны несчитанные версты» Константин Федорович отмечал: «…в первых числах ноября войска фронта готовились к операции, имевшей целью в короткие сроки освободить город Гомель, разгромить очень сильную группировку немецко-фашистских войск, разрушить оборону противника, созданную на западном берегу Днепра. Успешное решение поставленной фронту боевой задачи открывало нашим войскам пути к столице Белоруссии – Минску.

…Объединенные действия войск фронта вынудили противника оставить свои укрепления в районе Гомеля. 26 ноября этот областной центр, крупный железнодорожный узел и речной порт в нижнем течении реки Сож, был полностью освобожден от противника. В ознаменование этого радостного события в освобожденном городе состоялся большой митинг, на котором выступили представители воинских соединений, руководители партийных и советских органов, подполья и партизанских отрядов». В этом митинге участвовал и Константин Телегин.

По его словам, гомельчане в невероятно сложных условиях самоотверженно трудились на восстановлении почти полностью разрушенных и сожженных домов, разграбленных предприятий, транспорта. Хочется особо отметить, что свои воспоминания, главным образом о стратегии и тактике сражений, генерал-лейтенант Телегин пишет строгим языком военного человека. Вместе с тем очень тепло повествует о военачальниках, героях войны, руководителях партизанского движения, с кем лично довелось общаться в то сложное и трагическое время.

В период с 8 января по 8 февраля 1944 года войсками левого крыла Белорусского фронта была проведена Калинковичско-Мозырская наступательная операция, в результате которой советские войска отбросили противника на 60 километров и освободили Мозырь, Калинковичи, Озаричи, Лельчицы. 24 февраля 1944 года в результате Рогачевско-Жлобинской наступательной операции освобожден Рогачев.

С апреля 1944 года член Военного совета 1-го Белорусского фронта, боевой соратник командующего войсками фронта Рокоссовского генерал Телегин все свои знания, время и энергию отдавал подготовке операции «Багратион».

Константин Телегин – кавалер трех орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, четырех орденов Красного Знамени, двух орденов Красной Звезды, ордена Суворова I степени, Богдана Хмельницкого I степени и многих других наград

Обыкновенный фашизм

Огромной болью пронизаны воспоминания Константина Федоровича о встречах с мирными жителями освобожденных белорусских сел и городов.

«Я часто думаю, какой силой воображения должны обладать советские люди из поколения, не испытавшего ужасов минувшей войны, чтобы представить себе степень разрушенности, опустошенности территорий, оставляемых при отступлении немецко-фашистскими вандалами. В селах и деревнях, обозначенных в основном черными обгоревшими трубами домашних очагов, где в погребах, часто залитых подпочвенными водами, в неумело вырытых землянках ютились чудом пережившие кровавую гитлеровскую оккупацию старики, старухи, женщины и дети», – писал Телегин в мемуарах «Войны несчитанные версты».

Полководец вспоминал, как по пути в 61-ю армию воины остановились на окраине почти стертой с лица земли полесской деревушки. «Заметив машину и вышедших из нее военных, буквально прямо из-под земли стали появляться люди. Первыми, конечно, приблизились ребятишки, вернее было бы сказать, подвижные комочки прокопченных лохмотьев, из которых из предельно истощенных лиц, посиневших от голода и холода, на меня настороженно смотрели не по-детски серьезные глаза. По ним без вопросов можно было представить себе, какие ужасные испытания пришлось перенести в фашистской неволе.

Подошли взрослые – две старухи и старик. Я поздоровался. Старик ответил поклоном. Старухи смотрели молча и отрешенно. Я еще раз поздоровался. Старик устало махнул и хрипло пояснил, что старухи – это его дочери. Они все слышат, но ничего не разумеют. Не очень связно, подавленно опустив голову, он рассказал, что обе дочери сошли с ума, когда на их глазах в избе – старик при этом показал рукой на то место, где, видимо, стояла изба, – сгорели заживо их мать и по двое малых детей. Гитлеровцы, поджигавшие дома, держали дочерей за руки и не пускали к горящей избе спасать тех, кто принимал страшную мученическую смерть.

Присмотревшись теперь к лицам молчаливых женщин, я заметил, что они еще сравнительно молоды, похожи друг на друга, и не только внешне – их роднило отрешенно-горестное выражение, кажется, навсегда застывшее в их глазах…»

Невозможно без дрожи читать строки, в которых полководец рассказал о концентрационных лагерях и тюрьмах, созданных фашистскими захватчиками на нашей земле. Его буквально потрясли Осиповичи, превращенные гитлеровцами в сплошной лагерь за колючей проволокой: «лагерь для 18-летних, для военнопленных, для стариков, для женщин с детьми от 8 до 15 лет. Гитлеровцы провели специальную акцию поиска близнецов. Всех, кого удалось найти, увезли в неизвестном направлении…»

Капитуляция

Телегин 3.jpg
Телегин (справа) с боевыми соратниками, в центре - Георгий Жуков 

После освобождения Белорусской земли Константин Телегин участвовал в Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. За этим перечислением – многие сражения, в которых проявились талант военачальников, мужество рядовых солдат и гуманизм Советской армии по отношению к женщинам и детям на территории освобожденной Европы.

В завершение своих мемуаров генерал-лейтенант Телегин рассказал о церемонии подписания безоговорочной капитуляции нацистской Германии в пригороде Берлина – Карлсхорсте:

«…В 0 часов 50 минут 9 мая 1945 года процедура принятия безоговорочной капитуляции была завершена. Через несколько часов жители истерзанной Европы встречали первую мирную зарю в Европе, встречали с верой и надеждой на то, что над всей землей никогда больше не вспыхнет пламя уничтожительной войны. Человечество просыпалось в то утро со светлой надеждой на прочный мир».

Не все знают, что Телегин как руководитель правительственной комиссии участвовал в процедуре опознания и идентификации останков Гитлера и Геббельса.

Как ни горестно об этом думать, но спустя почти 80 лет после Великой Победы советского народа над фашизмом мечта о мире у прогрессивного человечества вновь самая актуальная.

После войны

В послевоенное время Телегину довелось пережить сложные моменты, связанные с обвинениями в незаконных награждениях орденами и медалями ряда лиц, в злоупотреблении должностным положением, увольнение из армии, арест, приговор к 25 годам исправительно-трудовых лагерей. В июле 1953-го Константина Федоровича полностью реабилитировали. После освобождения из лагеря восстановлен в партии и на военной службе, был членом военсовета Группы советских войск в Германии, в 1955–1956 годах – заместителем начальника по политчасти курсов «Выстрел». В 1957-м ушел в отставку.

Умер Константин Телегин 13 ноября 1981 года в результате сердечного приступа, ему шел 83-й год. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Константин Телегин – почетный гражданин Гомеля. Его именем названа одна из улиц в Железнодорожном районе города.
Фото из открытых интернет-источников
Общество
Горин_сайт.jpg

изображение_2024-10-01_152202589.png
Мозырь.jpg

гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Горин_сайт.jpg