«Беларусь. 30 лет после Чернобыля» – экспозиция под таким названием открылась в главном музее Беларуси. Авторы проекта не скрывают: было несколько концепций, как показать самую масштабную техногенную катастрофу в истории. Остановились на судьбах обыкновенных людей.
«Я не знаю, о чём рассказывать… О смерти или о любви?» – так начинается документальная «Чернобыльская молитва». Опыт писательницы Светланы Алексиевич учли кураторы выставки. «30 лет после…» аудиозаписи голосов «зоны отчуждения» – в музейной «зоне молчания».
1 час 23 минуты 58 секунд – точное время, когда чёрная быль стала явью. Часть экспозиции – уголок квартиры с вещами, мебелью, но… уже без жильцов. Они оставили «Гомельскую правду» в апреле 1986-го. С ликвидаторами совершили подвиг и этнографы, сохранив около двух тысяч памятников земли белорусской, незнакомой сегодня.
Музей Академии наук, кстати, единственный в столице, где до сих пор постоянный дозиметрический контроль. Вдоль ручников – названия отселённых деревень под Брагином и Хойниками. Оттуда помогали создавать общереспубликанскую выставку.
Сразу о реальном размахе трагедии в Беларуси не говорили. Как, впрочем, и во всём Советском Союзе. 30 лет спустя на экспозиции уже рассекреченные документы из Национального архива. К примеру, «О радиационной обстановке в населённых пунктах Гомельской и Могилёвской областей».
Копии шифротелеграмм за 1986-й, 1987-й, другие годы эпохи гласности – сегодня можно трогать, читать, анализировать. Авария на ЧАЭС, безусловно, стала испытанием. Однако вместе мы справились. После 20 апреля эти часы остановятся в музее Гомеля.
Источник: ОНТ