Учитель географии и биологии из Добрушского района Ирина Ярцева в профессии почти два десятка лет. Она превратила деревенскую школу в небольшой исследовательский центр, сообщает sb.by. Как ей это удалось?
Салат своими руками
Учеников, педагогов, родителей или, как в нашем случае, любопытных гостей Утевская средняя школа встречает шикарным цветником. А если пройти чуть дальше, то за зданием школы можно найти маленькую ферму по производству овощей и фруктов. В теплицах еще красуются перцы, на грядках кучерявится капуста, а чуть поодаль отдыхают после сданного урожая стройные яблони.
— Работаем здесь вместе с детьми, — улыбается Ирина Михайловна. — Знаете, это то, что выгодно отличает сельских школьников от городских. Мы с детства учим ребят, что труд — важное и нужное дело. Когда надо заняться прополкой или поливом, никто не возражает, не отнекивается. И с удовольствием все едят выращенные своими силами яблоки и налегают в столовой на салаты из своих овощей.
Утевская школа уже не первый год успешно участвует в проекте «Школьный сад». Сейчас как раз красуются 33 новых деревца, саженцы которых были получены в рамках проекта. Старый сад сейчас выкорчевывается. Последний урожай — 170 килограммов яблок. Картофель, перец, помидоры, капуста, свекла тоже традиционно отправляются на удешевление питания, так что овощами и фруктами школа себя полностью обеспечивает.
— Но главное здесь даже не продукты, которые мы получаем, а педагогический эффект, — считает Ирина Ярцева. — Ребята вкладывают силы и видят, как их труд превращается в конкретный результат. Тогда и работается охотнее, и к плодам труда других людей относишься бережнее.
Новый агроэксперимент школьников и их увлеченного педагога — создание отличного органического удобрения с помощью червей. Дождевых школьники массово собирали после выпадения осадков и тащили банки с шевелящимся содержимым на учебу. К эксперименту исследователи относятся очень серьезно: даже соорудили над ящиками с «работниками» специальный навес, чтобы процессу не помешали ни излишняя жара, ни проливные дожди.
Магнитная жидкость
Ирина Михайловна всегда с азартом предлагает ученикам новую задачу, над которой они сообща ломают голову. К карьере педагога ее подтолкнул семейный пример: тетя и двое братьев стали учителями. Она с детства видела себя педагогом, причем в родной местности. Ее супруг возглавляет одну из школ района, а Ирина продолжает хранить верность Ути, ведь за эти годы создала здесь почти настоящий научно-исследовательский институт.
Утевская средняя школа является опорной в Добрушском районе по экологическому воспитанию. В 2020 году учреждению присвоен статус «Зеленая школа». Здесь создано научное общество «Будучыня», где учащиеся 5–11-х классов проводят самостоятельные исследования, всегда перспективные и на злобу дня.
— Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения, — говорит педагог. — Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой возможно его существование на планете Земля. Вот и мы уделяем вопросам экологии большое внимание.
Они успели провести исследования питьевой воды в деревне Ути, выявив превышение уровня железа. И тут же оповестили о этом власти и местных жителей. Надо сказать, замену труб в округе провели очень оперативно. С азартом изучали под микроскопом пробы из речки Ути и находили в ней микропластик. А однажды и вовсе очистили речную воду с помощью необычной магнитной жидкости.
— Мы обнаружили маслянистое пятно на поверхности. Версий его происхождения было несколько, оставить его мог и недобросовестный автовладелец, помывший у реки машину. Мы использовали магнитную жидкость — устойчивую коллоидную систему, состоящую из ферромагнитных частиц нанометровых размеров. Информацию о том, как ее получить, можно легко найти в открытых источниках. Магнитная жидкость растворилась в маслянистой пленке, и под действием магнитного поля пленка из машинного масла с растворенной в нем магнитной жидкостью начала стягиваться к магниту. Так поверхность воды постепенно очистилась.
От старых игрушек до дороги
Ирина Ярцева сопровождает нас по школьной территории и внезапно с гордостью показывает на асфальт:
— А вот этот небольшой ямочный ремонт мы провели из материала, созданного своими силами.
Юные ученые озаботились вопросом: куда девать пластиковые отходы? И решили — «пластиковые» дороги. Измельчили все, что было: от бутылок до старых игрушек, проработали несколько вариантов пластиково-битумной (битумом поделились дорожные строители) смеси и приступили к исследованиям. Проверяли, какой вариант более устойчив к температурному и физическому воздействию, описывает эксперимент педагог:
— Роняли на изделие блины от штанги, на приборах смотрели показатели по трению, а мамы только терпеливо следили, как дети засовывают куски асфальта в морозилку или греют в духовке.
Лучший состав определили, работу написали, премию на конкурсе получили, а оставшуюся смесь решили пустить на благое дело — ямочный ремонт.
Вообще, подопечные Ирины Михайловны — постоянные призеры районных, областных, республиканских конкурсов, участники форумов, лауреаты премий. И как главный результат — юные ученые нередко связывают свою жизнь с наукой, педагогикой, экологией. Недавно ее ученица после получения высшего образования вернулась в Утевскую школу учителем.
— Наверное, мы не всегда сразу может увидеть итог своей работы, — размышляет педагог. — Но я надеюсь, что каждый из моих ребят благодаря школе стал хорошим человеком, умным и трудолюбивым, ответственным и любящим родной уголок. Не в этом ли смысл нашей работы?