Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Кому выгодна истерика вокруг авиарейса Ryanair? Подробности впервые прозвучали в фильме-расследовании ОНТ «Рейс Афины – Вильнюс»

988 0 14:29 / 03.06.2021
23 мая в Минске после сообщения о минировании совершил посадку самолет авиакомпании Ryanair. Журналисты ОНТ провели собственное расследование инцидента. Рассказываем о ключевых моментах фильма.

Действовали по инструкции

Журналисты разобрали подробную хронологию. В 12.25 лайнер пролетает над Волынской областью Украины. На борту все спокойно, а вот на электронную почту Национального аэропорта Минск приходит письмо (после окажется, что оно не единственное). Тем временем самолет влетает в воздушное пространство нашей страны. В сообщении от лица солдат ХАМАС говорится, что в самолете бомба. Если не выполнить требования, она взорвется 23 мая над Вильнюсом. Письмо прислали с электронного ящика ahmed_yurlanov1988 с почтового сервиса ProtonMail, который находится в Швейцарии. В фильме сообщается, что сервис обещает пользователям самую безо­пасную почту, поэтому ProtonMail часто выбирают злоумышленники (в 2019 году в Беларуси зафиксировали 105 сообщений о минировании объектов, в 2020-м – 177). 


– Мы понимаем, что на борту люди, на земле тоже люди, и обеспечить безопас­ность – это главная задача авиационной администрации. По законам ИКАО (Международной организации гражданской авиации – прим. автора) в случае получения даже анонимной угрозы мы должны оценивать ее как реальную, – отметил директор Департамента по авиации Минтранса Беларуси Артем Сикорский. 

Он добавил, что лайнер вошел в воздушное пространство Беларуси в 12.30. В 12.31 экипажу судна доложили о письме – журналисты приводят аудиофрагмент разговора диспетчера с пилотом с расшифровкой. Напомним, ранее Департамент по авиации Минтранса выкладывал на своем сайте полную версию. Диспетчер из соображений безопасности рекомендует приземлиться в Минске. Но решение за экипажем: таковы правила. Пилот уточняет информацию, несколько раз просит время на раздумье. 

Командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных Сил Беларуси Игорь Голуб рассказал, что самолет стал разворачиваться, когда до государственной границы было 30 километров: 

– Буквально через две минуты самолет оказался бы в воздушном пространстве Литвы. Командир принял решение и взял курс на минский аэропорт. Его никто не принуждал. Ему только давали рекомендации. К ним можно было не прислушиваться. Почему так долго принимали решение (на это ушло около 14 минут), мы не знаем, нет материалов, о чем шла речь с авиакомпанией. 

В 13.04 в воздух подняли истребитель МиГ-29. Он выполнял несколько важных задач. Обеспечить правильность курса согласно коридору, который ему освободили. Второе – в случае отказа связи на борту авиалайнера истребитель станет самолетом-ретранслятором. И третье – защитить Минск от акта воздушного терроризма. В 13.15 «Боинг» заходит на посадку. Далее началась проверка, ничего чрезвычайного службы не обнаружили. 

Фальстарт 

В самолете летел Роман Протасевич со своей подругой Софией Сапегой. По словам пассажиров, когда объявили, что самолет приземлится в Минске, Роман начнет истерить, вызывать бортпроводника, пытаться удалить I-Cloud, прятать ноутбук. 

Далее в фильме показывают видео с камер наблюдения. Протасевич вышел из самолета последним. В 14.29 он вместе с другими пассажирами зашел в здание аэро­вокзала. 14.35 – Роман стоит в очереди на контроль. Она двигается медленно. В 14.35 Франак Вячорка (одна из ключевых фигур штаба Тихановской) делает публикацию в «Твиттере» и говорит, что режим посадил самолет, чтобы задержать Романа Протасевича. Добавил, что в Беларуси ему грозит смертная казнь. Сообщение подхватывают телеграм-каналы, но в аэропорту все в обычном режиме (показали видеодоказательства). В 14.53 Протасевич проходит таможенный досмотр, хотя интернет пестрит сообщениями о задержании. В фильме говорится, что новости прочитали все, в том числе и сотрудники по борьбе с организованной преступностью. И только после этого Романа задержали. 

В протестной политике Протасевич более десяти лет. Еще со школы участвовал в акциях. Сообщается, что дальше набирался опыта в организации «Молодой фронт», потом был в зоне боевых действий на Украине. Под позывным Ким входил в батальон «Азов», известный открытой и безусловной декларацией неонацистских, расистских и антисемитских взглядов. В сентябре 2015 года «Радио Свобода» опубликует с ним интервью. Лицо заретушируют, собеседника оставят анонимным. Участие в военных действиях подтверждают сам Протасевич, а также фото и видео. Из Донбасса перебрался в Евросоюз. Особенно отличился, когда на пару с другим террористом Степаном Путило организовывал и координировал акции протеста в Беларуси. В последние месяцы Протасевич занимался экстремистскими телеграм-каналами.

София Сапега – редактор экстремистского телеграм-канала, который публикует личные данные госслужащих, силовиков, а также сливает в Сеть адреса и телефоны их родных и близких. И даже детей. В ее гаджете обнаружили более 80 заметок такого характера, уже готовых к публикации.

Мифы и мнения 

Сообщение о минировании пришло только в белорусский аэропорт? В Минск первый раз письмо пришло в 12.25, а в 12.56 его прислали повторно. Такое же сообщение с аналогичным содержанием поступило и в аэропорт Вильнюса. Глава Бюро криминальной полиции Литвы Роландас Кишкис (показаны фрагменты интервью) этот факт подтвердил.
  
На борту были агенты КГБ? Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис назвал безосновательными такие слухи. 

В Беларуси знали, что этим рейсом летит Роман Протасевич? Нет, и знать не могли. К спискам пассажиров любого авиарейса по установленным в мире правилам доступ есть только у трех сторон: аэропортов вылета и прилета, авиакомпании. 
  
Через неделю после случая в белорусском небе точно такой же инцидент происходит в Германии. Рейс из ирландского Дублина в польский Краков совершил внеплановую посадку в Берлине из-за сообщения о минировании. Два случая похожи. Самолет и авиакомпания те же, проверка пассажиров, багажа. Но реакция разная. По поводу рейса Афины – Вильнюс шум поднялся, когда еще и часа не прошло. А о рейсе Дублин – Краков континент узнал только на следующие сутки. Не было ни громких заявлений, ни запретов полетов над Германией, ни блокады немецких авиа­компаний, ни санкций Берлину. В обоих случаях с минированием службы отреагировали по международным авиационным правилам. А вот политические стандарты оказались двойными. Так, может, кому-то было очень выгодно, чтобы рейс из Афин сделал внеплановую посадку в Минске, чтобы спешно поведать об этом всему миру? Не дожидаясь разбора полета…
Новости Беларуси
водители.jpg
морозовичи-агро2.jpg
речицанефть 25.11.jpg
0 Обсуждение Комментировать