Надзор за исполнением трудового законодательства, соблюдения порядка и сроков выплаты зарплаты осуществляют Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты; комитет (управления) по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов (исполкомов); прокуратура; Комитет государственного контроля.
Как пояснили в главном управлении юстиции Гомельского облисполкома, эти органы вправе проводить плановые и внеплановые проверки по соблюдению трудового законодательства в случаях и порядке, предусмотренном законодательством, однако не уполномочены рассматривать трудовые споры.
Если на предприятии создана комиссия по трудовым спорам (КТС) и работник является членом профсоюза, участвовавшего в создании такого органа, то для начала за защитой нарушенных прав необходимо обратиться с заявлением в КТС.
Комиссия является внесудебным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, образуется из равного числа представителей профсоюза и нанимателя сроком на один год. Работники могут обращаться в комиссию в трехмесячный срок со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своего права.
Если обращение в КТС ничего не дало и заработная плата не выплачена, работник вправе обратиться:
к нотариусу в нотариальную контору для совершения исполнительной надписи (для этого работнику необходимо представить нотариусу документ, содержащий сведения о месте работы, сумме
задолженности по начисленной, но не выплаченной заработной плате, сроках выплаты, подписанный руководителем организации и главным бухгалтером, индивидуальным предпринимателем, скрепленный печатью организации, за исключением организаций, которые в соответствии с законодательными актами вправе не использовать печати);
в суд с исковым заявлением о взыскании невыплаченной заработной платы (по месту нахождения организации нанимателя).
При наличии на руках исполнительного документа (исполнительный лист суда, определение о судебном приказе, исполнительная надпись нотариуса) о взыскании невыплаченной заработной платы и неисполнения нанимателем своих обязательств работник вправе обратиться в органы принудительного исполнения по месту нахождения организации нанимателя (должника) с заявлением о возбуждении исполнительного производства в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-3 «Об исполнительном производстве» (ст. 42–43).
В рамках возбужденного исполнительного производства судебным исполнителем будут предприняты меры принудительного характера для взыскания задолженности (выставление платежного требования в системе АИС ИДО, арест счетов, проверка имущественного положения и наложение ареста на имущество должника).
При наличии в отделе принудительного исполнения на исполнении в отношении организации-должника нескольких исполнительных производств требования будут удовлетворены в соответствии со статьей 122 Закона «Об исполнительном производстве». Требования взыскателей, вытекающих из трудовых отношений, являются требованиями второй очереди.
В пределах одной и той же очереди требования удовлетворяются с учетом очереди и порядка погашения задолженности, даты возбуждения исполнительных производств. По исполнительным производствам, возбужденным в отношении одного и того же должника в один день, требования в пределах одной и той же очереди удовлетворяются с учетом номера исполнительного производства.