29 апреля 1986 года в актовом зале ГАИ УВД Гомельского облисполкома собрался весь личный состав в связи с грядущим Первомаем. Торжество не состоялось: из-за катастрофы на ЧАЭС поступил приказ о необходимости выбыть к месту трагедии. Хотя руководители области и медики толком не знали о масштабах беды, большинство населения также было в неведении, председатель облисполкома Александр Граховский дал команду об эвакуации всех беременных женщин и детей из опасной зоны Брагинского, Хойникского и Наровлянского районов.
Май 1986 года. Сотрудники ГАИ, несущие службу в Хойникском районе. Евгений Чурун (второй слева) – командир сводного отряда по охране отселенной зоны
Организация эвакуации
В этот же день сотрудники аппарата УВД и ГАИ прибыли на места для организации таких мероприятий. В числе первых Александр Дребезов, Константин Пашкевич, Петр Трусов, Валерий Ковалев, Михаил Левчуков, Анатолий Чернушевич, Николай Холопенко, Павел Колеснев…
Многолюдные демонстрации и шествия взрослых и детей состоялись в Брагине, Хойниках и Наровле. В ночь с 3 на 4 мая начальник УВД Светлан Сазанков созвал по тревоге всех начальников отделов и служб: утром сводные отряды должны выбыть в эти районы для организации эвакуации населения и имущества с загрязненных территорий. Накануне в облисполкоме состоялось расширенное заседание партийно-хозяйственного актива с участием первого секретаря ЦК КПБ Николая Слюнькова. Приняли решение об эвакуации населения из наиболее пораженных радиацией районов. Был создан областной штаб под председательством Александра Граховского.
ГАИ, как самая мобильная служба, отвечающая за всё, что происходит на дорогах, выполнила свою функцию. Благодаря организаторским способностям руководства инспекции Александра Кузьменко, Ивана Матюнина и Евгения Чуруна, личный состав работал четко и слаженно. Поставленные задачи были выполнены.
Картина не для слабонервных
Хочу рассказать о Евгении Кононовиче Чуруне, тогдашнем замначальника ГАИ, одном из участников тех событий. По словам его подчиненных Александра Дребезова, Николая Матняка, Павла Колеснева, «служить под началом Кононовича было удовольствием: руководитель мудрый, предсказуемый, справедливый, требовательный ко всем в равной степени, в нужный момент поддержит, поправит, но и строго спросит». Прекрасный технический специалист, но главное – тонкий психолог, дипломат, отличный воспитатель. Это все о Чуруне. Получив от начальника УВД приказ о выделении 40 сотрудников ГАИ в сводный отряд, Евгений Кононович сам выезжает в Хойникский район для организации эвакуации, в первую очередь детей, в подготовленные пионерские лагеря, санатории, дома отдыха. За одни сутки эта работа была выполнена сотрудниками Хойникского РОВД. Главными помощниками Чуруна стали руководители ГАИ Владимир Демидюк, Владимир Грипинич. На следующий день аналогичную задачу успешно выполнили в Брагинском районе.
Полковник милиции в отставке Евгений Чурун в свое время служил в воздушно-десантных войсках, был кандидатом в мастера спорта по самбо
Как всё происходило? На этот вопрос полковник милиции в отставке отвечает, что картина была не для слабонервных: «Детские крики, плач, шум, родительские причитания, и это далеко не все, с чем столкнулись. Требовалось терпеливо рассказывать взрослым и детям об опасности радиации, важности немедленного выезда».
Как забыть и такое: инспектор ГАИ Павел Колеснев дежурил на трассе Наровля – Минск. Колонну из 50 автобусов с детьми из Наровлянского района сопровождали не только автомобили ГАИ, пожарной и скорой медпомощи, но и вертолет. По рации Колеснев получил сигнал SOS: дети в автобусах изнывают от жары, хотят пить. Облетев близлежащую территорию, на лесной дороге заметили молоковоз, спешащий порожняком: повернули его, заставили несколько изменить маршрут. В течение часа полная цистерна с водой была доставлена юным пассажирам. И утолили жажду, и умылись.
Зона – режимный объект
13 и 14 мая Хойникский и Брагинский районы посетили министр внутренних дел генерал-майор Виктор Пискарев и первый секретарь ЦК КПБ Николай Слюньков. Организацией несения службы они были удовлетворены.
Для охраны отселенной зоны, строительства технических сооружений требовался опытный руководитель. Сомнений ни у кого не было: лучшая кандидатура – Чурун.
17 мая Евгений Кононович возглавил сводный отряд. Ему в подчинение выделили 15 сотрудников СИЗО, Гомельского РОВД, Советского и Железнодорожного Гомеля ОВД. К вечеру прибыли сводные отряды Минского и Могилевского УВД, 5 экипажей ГАИ из Бреста и два из Гродно. Одновременно из Средней Азии добрался батальон химической разведки и внутренних войск. Границей 30-километровой зоны стала деревня Дроньки: определили КПП, установили вагончик, подвели электроэнергию, смонтировали радиостанцию.
Несение службы – круглосуточное, патрулирование внутри зоны мобильное и пешее по 12 часов, после – сутки отдыха, но это чисто условно. Площадь патрулирования составляла более 40 квадратных километров. Деревни Дроньки, Оревичи, Красноселье, Борщевка, Масаны, Чамков, Уласы, Радин, Сенцы, Погонное, Молочки, Лесок. Сотрудники, отдыхавшие между патрулированием, принимали участие в эвакуации граждан, помогали выносить вещи, грузить скот, вывозить целые свинофермы.
Из индивидуальных средств защиты им выдали только армейское обмундирование. Речи о дозиметрах не шло. Уровень радиации замеряли отдельные сотрудники из батальона химической разведки.
Вскоре по распоряжению первого заместителя министра внутренних дел Владимира Савичева поступила новая вводная: 30-километровую зону обустроить по всем правилам режимного объекта. Все сотрудники отряда и внутренних войск, свободные от службы, были задействованы на заготовке сосновых столбов. Каждому, включая самого Владимира Савичева и заместителя начальника УВД Николая Середу, определили норму – 20 штук. Пилы, топоры, скребки и лопаты. Все пригодилось! В течение двух недель задача была выполнена: полноценная полоса – столбы, колючая проволока, сигнализация стали защитным барьером всей границы 30-километровой зоны. Однако нарушителей и мародеров приходилось задерживать неоднократно.
Сколько доз радиации и облучения получили сотрудники отряда, известно только богу. Невидимый враг не пощадил никого, почти все ликвидаторы имеют хронические заболевания. Евгений Чурун перенес три операции.
Командир сводного отряда
Евгений Кононович поделился: и спустя 35 лет после катастрофы видит во сне, как в Оревичах, Погонном, Молочках бродят полудикие козы, овцы, а во дворах лежат полуразложившиеся туши собак, кошек, домашней птицы. С 31 августа по 29 сентября он вновь командир сводного отряда в Наровлянском районе с 34 сотрудниками местного РОВД в подчинении. И опять выполнена огромная работа: организована эвакуация жителей 24 деревень, их имущества, живности.
Самый печальный день в его жизни – прощание людей со своими домами. «Когда они узнали, что больше никогда сюда не вернутся, становились на колени, обнимали стены, целовали их, крестили, рыдали. И это надо было пережить, болела душа», – рассказывает собеседник.
С особой теплотой и благодарностью Евгений Кононович вспоминает руководителей Брагинского, Хойникского и Наровлянского РОВД Василия Гриба, Леонида Жевняка, Николая Хранькова: совместными усилиями были пресечены слухи о термоядерном взрыве, где зона поражения может достигнуть свыше 300 километров. Упредили панику населения: из Хойникского райисполкома сообщили, что шахтеры успели забетонировать площадку под реактором. Евгений Чурун благодарен своим подчиненным за добросовестную службу, инициативу и верность долгу. Ни один из сотрудников не отказался выехать в зону, где были запредельные дозы радиации и большой риск заболеть лучевой болезнью.
Никто не заставлял сотрудников ГАИ – Валерия Ковалева нести службу в зараженных районах более 50 суток, Виктора Побединского – 38 суток, Владимира Ковтура и Павла Колеснева по 30 суток, Николая Матняка – 10 суток, Василия Андросова – 9 суток. Евгений Чурун больше двух месяцев находился там.
Более чем 32 календарных года он отслужил в милиции, в том числе 21 – заместителем начальника ГАИ. У него более 50 поощрений и благодарность от министра внутренних дел за активное участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
76-летний полковник милиции в отставке считает себя счастливым человеком, главой прекрасной семьи: двое детей, четверо внуков и два правнука. Более 15 лет возглавляет ветеранскую организацию ГАИ. Пожелаем ветерану здоровья на долгие годы!