22 июня 1941 года, тот самый длинный день в году. Первой приняла удар немецко-фашистской армии Брестская крепость. Мужество защитников цитадели сильно удивило солдат вермахта, ведь Норвегия капитулировала в течение суток, а свободолюбивая Франция – на 40-й день.
Посол Великобритании в Москве Стаффорд Криппс утверждал, что Красная армия продержится только месяц. Несмотря на подобные «прогнозы», наши деды и прадеды выстояли и победили. С началом войны никто не мог знать наверняка, сколько она продлится, но в том, что победа будет за нами, защитники Отечества не сомневались. Благодаря беспримерному мужеству советских солдат и офицеров на разных фронтах, в том числе невероятному сопротивлению на Могилевском и Гомельском направлениях, гитлеровцы двигались к Москве с «опозданием», не укладываясь в сроки, прописанные в директиве Верховного командования вермахта. План захвата советской столицы осенью 1941 года был сорван.
Что писали советские солдаты в 1941-м своим родным с разных фронтов Великой Отечественной? Из письма гвардии младшего лейтенанта Ивана Максимовича Камежука, командира взвода 218-го гвардейского стрелкового полка 77-й гвардейской стрелковой дивизии, на седьмые сутки войны: «...Я прошу вас, не унывайте... враг будет уничтожен... я буду драться до последнего дыхания... Ваш брат Ваня. 29-6-41 г.».
Иван Камежук погиб при освобождении Гомельщины в 1943 году
«Будьте спокойны, враг будет уничтожен...» – писал 14 июля 1941 года своим родным уроженец Кировограда Демьян Анисимович Голуб, старший батальонный комиссар 126-го авиационного полка. В это время он базировался неподалеку от Гомеля, в обороне которого Голуб принимал непосредственное участие.
Демьян Голуб сложил голову в 1942 году под Москвой
Уроженец Жлобина Виктор Гурьянов встретил войну в Заполярье, где проходил службу в составе 67-й отдельной морской стрелковой бригады. 7 июля 1941 года он написал матери: «Дорогая мамочка! Наконец-то получил от тебя письмо. Я уж очень был серьезно обеспокоен. Ну, мама, я тебя не узнаю. Ты, если судить по письму, очень упала духом. Я, конечно, понимаю, что нелегко пришлось при выезде из родных мест. Ну что же поделаешь – на то и война. Явление очень и очень временное... В общем, мама, побольше бодрости – сейчас не время успокаивать... Эх, знаешь, жалко, что еще не пришлось встретиться с врагом. Ну, я почти уверен, что и мои пальцы, руки, глаза еще будут делать делишки на шее немца. Будет ему припомнено всё: и моя Белоруссия, и его зверства над народом, и страдания моих и друзей моих родителей…»
Виктор Гурьянов обещал припомнить врагу его зверства над народом и страдания родителей
Строки из письма батальонного комиссара полевого госпиталя Никифора Трофимовича Цибирева, погибшего во время оборонительных боев на Гомельщине в июле 1941 года: «Добрый день, Нюра и Маичка. Крепко целую Вас. Я все время с нетерпением ждал от Вас письма или телеграммы и хотел знать, где Вы находитесь, но до настоящего времени не получил. На днях мы по всей вероятности войдем в распоряжение энского штаба армии, где будем мы работать... Победа будет за нами, за Советским Союзом, и отомстим Гитлеру за все. Папа. 1.VII.41 г.».
Никифор Цибирев погиб во время оборонительных боев на Гомельщине в июле 1941 года
Дочь комиссара Маичка, Майя Никифоровна Цибирева, многие годы будет трудиться в должности директора областного Дворца пионеров и школьников. Гибель отца на войне стала для нее потрясением на всю жизнь. Гомельчане, которые в детские и юношеские годы посещали дворец, запомнили, сколько внимания уделяла Майя Никифоровна делу сохранения мира и как ценила дружбу между людьми разных поколений.
Командир 63-го стрелкового корпуса Леонид Григорьевич Петровский сообщал жене и дочери 26 июня 1941 года: «...Сейчас мы в глубоком тылу. Я очень об этом жалею. Прямо скажу тебе, что хочу идти в бой и бить германских фашистов, эту гадину. Ты из газет, наверное, уже знаешь, что наша Кр. Арм. отбила их атаки. Очень жалею, что я не среди первых частей, а пока в тылу. Мы все уверены в победе и каждый из нас горит желанием сражаться! За родину и за вас, наших близких, которых мы защищаем».
Леонид Петровский убит в кровопролитном бою под Жлобином 17 августа 1941 года
В оборонительных боях на Гомельской земле летом 1941 года 63-й стрелковый корпус героически бился с врагом. В сложнейшей для Красной армии обстановке войска корпуса форсировали Днепр и временно освободили города Рогачев и Жлобин. Личное мужество комкора Петровского было примером для подчиненных бойцов и офицеров.
И таких фактов бесстрашия советских солдат в далеком 1941-м было не счесть. В этом кроется ответ на вопрос, как они смогли одолеть врага. Вера в себя, вера в страну, неистребимая вера в победу давала им силы выстоять, чтобы победить в 1945-м.
Те, кто выжил на войне, рассказывали своим детям о ней скупо. Герой мосфильмовской киноленты «Бессонная ночь», напутствуя только что окончившего институт сына на самостоятельную жизнь и честный труд, говорил: «…Мы, старики, повернули к вам жизнь приятной стороной… жалели, берегли от трудностей…» И следующие поколения родители тоже оберегали от трудностей. А сегодня для каждого из нас наступил момент истины. Быть патриотом – это прежде всего не предавать страну, не предавать память о своих предках, быть благодарными за то, что они для нас сделали, в том числе в суровом 1941 году, когда решалась судьба Родины и народа. История уверенно все расставляет по местам.