Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Кремлевский визит

2508 0 22:23 / 30.07.2009
Недавно исполнилось 100 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка Андрея Андреевича Громыко. О его дея­тельности на важных государственных постах рассказали практически все печатные и электронные средства массовой информации. Мне бы хотелось поделиться личными воспоминаниями о встрече с ним в Москве в 1987 году.
После постигшей Гомельщину чернобыльской трагедии, сильно затронувшей Ветковский район, решил поехать к Андрею Андреевичу Громыко. В то время он работал Председателем Президиума Верховного Совета СССР и был членом Политбюро ЦК КПСС. Он наверняка должен посочувствовать землякам и помочь, размышлял я.
Своими мыслями поделился с первым секретарем обкома партии А. С. Камаем. Он поддержал мою идею, посоветовав продумать самые важные вопросы, с которыми обращаться к Громыко. Вопросы я подготовил и обосновал необходимость их решения.
Решения о газификации района удалось добиться еще в 1984 году, сразу же после моего избрания первым секретарем райкома партии. Тогда в этом посодействовал Председатель Совета Министров БССР
В. И. Бровиков. Газификация велась в районе уже второй год, но медленно: то труб не хватало, то денежных средств. Последствия чернобыльской катастрофы требовали более быстрого решения проблемы. Основные виды топлива — дрова и торфобрикет, производимый на заводе в деревне Бартоломеевка с загрязненностью свыше 40 Кюри на квадратный километр, оказались непригодными. Завозимое в первое время чистое топливо из других районов было дорогим для населения и непосильным для бюджета района. Поэтому, собираясь в Москву, первым и основным вопросом я определил ускорение газификации района и города Ветки, а также строительство мощной газовой котельной.
Второй вопрос — обеспечение колхозов и совхозов герметичной техникой, для приобретения которой нужны были денежные средства. Третий — асфальтирование дорог и улиц в населенных пунктах. В отдельный пункт было выделено обустройство самого райцентра. Пятый вопрос заключался в обеспечении жителей Ветки чистой питьевой водой, для чего необходимо было построить новую водозаборную башню со станцией очистки и обезжелезивания воды. Нужен был водопровод в сельских населенных пунктах.
Ко всем этим вопросам А. С. Камай добавил еще один — строительство радиационного центра в Гомеле для обследования и лечения людей, пострадавших от катастрофы. Эта идея была принята Андреем Андреевичем, и проектирование центра началось после моего визита к нему в 1987 году. Но после распада СССР реализация идеи затянулась на многие годы. И только при помощи Президента А. Г. Лукашенко центр был достроен и введен в эксплуатацию в 2003 году.
Началась подготовка к поездке в Москву. Первым делом я позвонил в Верховный Совет СССР, в приемную Громыко. Секретарь соединила меня с его первым помощником В. П. Пархитько, который и передал мою просьбу Андрею Андреевичу. А спустя часа два уже раздался звонок от Пархитько: “Андрей Андреевич с удовольствием встретится с земляками. О времени будет сообщено дополнительно”.
Я задумался: какой сувенир подарить Андрею Андреевичу, чтобы удивить его? Появилась мысль заказать на Добрушском фарфоровом заводе вазу, на которую нанести фотографии деревни Старые Громыки, домика, в котором он родился, школы, где он учился. Получилась трогательная картинка родных мест Андрея Андреевича. Его жене, Лидии Дмитриевне, мы подготовили красивый двухметровый рушник, который был соткан на деревянных станках в совхозе “Дружба” Ветковского района неглюбскими умелицами.
Встретился с жителями Старых Громык, чтобы узнать их пожелания знаменитому земляку. Одни просили передать ему привет, пожелать крепкого здоровья и долголетия. Другие просили рассказать о том, как в реке Бесядь поймали большущего сома и ели его всей деревней. Просили также напомнить об их просьбе построить мост через реку Бесядь между деревнями Старые и Новые Громыки.
Приготовления к поездке были закончены. Решили ехать с Эдуардом Семеновичем Ковалевым, директором совхоза “Заречный”, в состав которого входила и деревня Старые Громыки. Я взял с собой своего четырнадцатилетнего сына Валерия, чтобы он посмотрел Москву.
В столицу СССР мы вылетели 20 мая. Пилоты воздушного лайнера ТУ-134 поставили к себе в кабину огромную вазу-сувенир для Андрея Андреевича, чтобы она в полете не разбилась. Через час с лишним мы благополучно приземлились в аэропорту Шереметьево, где нас встретили два помощника Громыко, угостили кофе и чаем. Потом рассадили по трем машинам и отвезли в гостиницу “Россия”.
Утром 21 мая в 10.00 за нами прислали машины: встреча с Громыко была назначена на 11 часов. Отправились в Кремль вместе с Пархитько. Валерий остался с фотоаппаратом гулять по территории Кремля, а мы с Э. С. Ковалевым и помощником вошли в здание Верховного Совета СССР.
Помощники Громыко отнесли сувениры в его комнату отдыха. Мы ждали в приемной Председателя Президиума Верховного Совета СССР минут двадцать, которые мне показались целой вечностью. Как оказалось, все это время Андрей Андреевич рассматривал вазу с изображенной на ней родной деревней и хатой, в которой родился и вырос. Наверняка окунулся в воспоминания, тронувшие его сердце. И, как потом сказал его помощник, присутствовавший при этом, “он искренне, по-детски прослезился”.
И вот нас пригласили в кабинет к знаменитому земляку. Улыбаясь, Андрей Андреевич встретил нас с распростертыми руками. Мы крепко обнялись и расцеловались. Он сказал: “Впервые за сорок лет я встречаюсь с земляками. Знаешь, Николай Иванович, мне как-то неудобно с земляками встречаться в официальном кабинете, пройдем в комнату отдыха”. Андрей Андреевич горячо поблагодарил за подарок. Сказал, что ваза с изображением его родной деревеньки — это сокровище, не имеющее цены. Я и Ковалев расположились на диване, Андрей Андреевич за столом, справа от своего шефа сел Пархитько с блокнотом в руках, готовый сделать необходимые записи. Мы начали беседу.
До чернобыльской трагедии Ветковский район сделал рывок в социально-экономическом развитии. Впервые по итогам зимовки скота район два года подряд выходил победителем во Всесоюзном соревновании и был награжден Почетными грамотами ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ и денежными премиями. Внимательно выслушав, Андрей Андреевич сказал, что доволен своими земляками. Я продолжал рассказывать о чернобыльской трагедии, которая коснулась и его родины, трудностях, которые возникли в районе. “Район очень красивый, — сказал Андрей Андреевич. — А в каком красивом местечке расположена моя родная деревня Старые Громыки! На берегу чистейшей реки Бесядь. Ох, и покупался же я в ней в детстве! А потом, когда подрос, гонял плоты по ней до Гомеля. Жили бедно, есть было нечего. Земля песчаная, в засушливые годы всё высыхало. Ловили рыбу. Летом собирали грибы и ягоды. Тем и выживали”.
В ходе разговора я старался изложить просьбы, с которыми приехал. Помощник все добросовестно записывал. Время летело неумолимо быстро, а разговор набирал силу. Первоначальная робость прошла, мы свободно вели беседу. Поняв, что времени может не хватить, я предложил Андрею Андреевичу оставить привезенные с собой бумаги у него.
Андрей Андреевич спросил, сколько же сейчас дворов в деревне Старые Громыки. На тот момент было около сорока, а при нем — более ста. Затем Андрей Андреевич рассказал: “Где-то и мой отец в 1933 году захоронен в Старых Громыках. Мать-то я забрал к себе в Москву в 1948 году. Пожила она со мной недолго, здесь и похоронена, а отец — там, на родине”. Впоследствии мы отыскали его могилу на кладбище и установили надгробную плиту, о чем я сообщил Андрею Андреевичу.
Наша беседа подходила к концу. Мы допили кофе и чай, Андрей Андреевич подарил нам на память о встрече наручные механические часы “Слава”. Как драгоценный сувенир я их храню и сейчас. Громыко передал наручные женские часы и своей сестре Евдокии в Гомель. Узнав, что мы в столице впервые, поручил своему помощнику составить для нас культурную программу на три дня. В завершение беседы Андрей Андреевич предложил сфотографироваться на память о встрече. Мне он также подарил свою большую фотографию с автографом и бронзовую статуэтку Кремля.
Напоследок я попросил у Андрея Андреевича личные фотоснимки и экспонаты для создания музея в школе, где он учился, и пригласил на открытие. Он любезно пообещал выполнить мою просьбу, сказав при этом: “Мы собираемся посетить Гомельщину с Мазуровым и Зимяниным”. Я понял, почему именно с этими людьми он хотел приехать. Мазуров был родом из Добрушского района, граничащего с Ветковским. А Зимянин начинал свою трудовую деятельность в Ветке учителем. К сожалению, поезд­ка так и не состоялась…
Прощались со знаменитым земляком как давнишние друзья. Он пообещал, что максимально поможет в решении проблем района. После этого Андрей Андреевич с Лидией Дмитриевной присылали мне поздравления и наилучшие пожелания в канун каждого советского праздника. Я всегда отвечал взаимностью.
По приезде домой я проинформировал руководителей области о результатах встречи с Громыко и рассказал о его предполагаемом визите на родину. В течение двух месяцев за счет средств областного бюджета была проложена дорога от деревни Светиловичи до Старых Громык. При поддержке областных властей и республиканских органов была проведена большая работа по благоустройству Ветковского района. Построили долгожданный мост для удобства транспортного сообщения с хозяйствами района. Жаль, что жителям деревень Новые и Старые Громыки не пришлось больше ходить в гости друг к другу в гости, поскольку они были отселены. Андрей Андреевич Громыко умер через два года после нашей встречи…
Николай ГОЛУБОВСКИЙ

Об авторе.

Николай Иванович Голубовский в 1980 — 1990 годы работал в Ветке вторым, затем в течение 7 лет первым секретарем райкома КПБ. Сейчас на пенсии, живет в Минске.

Общество


Гомельгосплемпредприятие.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать